Главная  

Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии

До сих пор наибольшие споры между сторонниками и противниками славянства венетов кипят по отношению к венетам Адриатики. Словенский историк и лингвист Йожко Шавли и его единомышленники уже внесли самый весомый вклад в доказательство славянского происхождения адритических венетов. Надеюсь все же не просто идти по их стопам, но и внести свою скромную лепту в окончательное решение этого вопроса.
В статье "Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы" мне, думается, удалось доказать, что основные гидронимы Северной Италии имеют славянское происхождение. В этой статье я продолжу изложение таких же доказательств в меру своих возможностей.

Славянское происхождение гидронимов Северной Италии неопровержимо свидетельствет о том, что славяноязычные племена (они еще не называли себя славянами) были там древнейшим населением со времен возвращения в Европу индоевропейских народов по окончании периода последнего оледенения.

Думаю, что культурный уровень всех самых первых репатриантов в Европу был довольно низок. Им приходилось начинать новую жизнь во все еще суровых условиях. В таких условиях история как бы делает шаг назад. Так, например, первые европейцы, поселившиеся на Диком Западе и на Севере Канады вынуждены были вести жизнь на манер индейцев или эскимосов.

Думаю, что ни одно индоевропейское племя не мигрировало в Европу сразу в полном составе. Переселение шло волнами.

Племена, дольше задержавшиеся на Востоке, в намного более благоприятных климатических условиях, развивались быстрее, чем их сородичи в Европе. На Востоке возникли самые ранние цивилизации мира – древнеегипетская, шумерская, эламская и другие. Зарождение всех этих цивилизаций относят к IV тысячелетию до нашей эры. Однако и до их зарождения культурный уровень населения Ближнего и Среднего Востока был выше, чем уровень населения Европы. За 9 тыс. лет до н. э. на Ближнем Востоке возникло земледелие [ru.wikipedia.org›Неолитическая революция], в то время как по Европе еще скитались одни охотники.

Столь же древней была цивилизация долины Инда [ru.wikipedia.org›Индская цивилизация]. Ее города Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро насчитывали по нескольку десятков тысяч жителей и имели такие великие блага городской культуры как водопровод и канализацию за 2-3 тысячи лет до нашей эры. И у меня нет сомнения, что земледелие и скотоводство возникли тут столь же давно, как и на Ближнем Востоке.

Во всяком случае, такая важная культурная отрасль, как коневодство, возникла на территории Среднего Востока. Об этом я сужу по лингвистическим доказательствам. Так жители Вавилона называли коня «осёл гор». На этом основании историки-лингвисты полагают, что вавилоняне переняли культуру коневодства от горных иранских племен. У прославленных конников арабов всадники называются «фарисы», то есть «персы».

До сих пор не известно об этнической принадлежности носителей Индской цивилизации. Есть мнение, что это были дравиды (темнокожие аборигены южной Индии), но индийские историки с этим не согласны. Вполне возможно, что это были индоевропейцы. И тот факт, что Индская цивилизация была разрушена наступлением арийских племен, ничего не доказывает. История знает много случаев, когда более дикий народ разрушал цивилизацию соседнего родственного ему народа. Например, афганские племена неоднократно вторгались в Индию, сея там смерть и разрушение. А германские племена уничтожили Западно-Римскую империю.

По нескольким достоверным, известным из римских источников этрусским словам я установил, что этруски, самый культурный из древних народов Италии, скорее всего, были наследниками Индской цивилизации. Слова были иранского происхождения, адекватные толкования к ним я нашел в словаре афганского языка. Подробнее об этом смотрите в моей «Заметке об этрусках».

Конкретной прародиной этрусков я считаю приморскую область Гедрозия в южном Иране. Из этой области они мигрировали по морю, затем по Евфрату в Малую Азию, а оттуда перебрались на Апеннинский полуостров. По пути туда их язык обогатился многочисленными включениями из самых разных языков, стал настоящим эсперанто. Потому его никак не могут расшифровать, хотя понятны буквы этрусского алфавита, а лингвисты различных народов находят в этрусских текстах знакомые, как им кажется, слова.

Некоторые этрусские надписи хорошо читаются как славянские. Но это, на мой взгляд, можно объяснить тем, что надписи, сделанные этрусскими буквами, на самом деле были славянскими. И это еще раз доказывает, что славяноязычные племена были в Италии соседями и учениками этрусков, как были ими и другие италийские племена, в частности латины.

Латины тоже прибыли в Италию из Малой Азии. Возможно, их прародиной был остров Лесбос. В хеттских источниках их могли называть «лацпа» [www.istorya.ru/book/hetty/08.php]. Латины являлись близкими родичами славяно-литовских народов. Вот почему в более поздние времена славяноязычные племена Италии так легко романизировались.
Римская традиция утверждает, что Рим основали потомки жителей Трои. И я в это верю. Троя до своего разрушения греками-ахейцами была важнейшим культурным центром Малой Азии, объединявшим вкруг себя многие другие племена. Думаю, и сами троянцы и некоторые другие из союзных им племен имели сородичей на Апеннинах. Вот почему беженцы из Трои решились плыть за тридевять морей в Италию.

В числе беженцев из Малой Азии в Италию, согласно римской традиции, были и адриатические венеты. Римский историк Тит Ливий в своей «Истории Рима от основания города» уделил им в первых строках своей книги почетное место.
«Прежде всего, достаточно хорошо известно, что по взятии Трои ахейцы жестоко расправились с троянцами: лишь с двоими, Энеем и Антенором, не поступили они по законам войны — и в силу старинного гостеприимства, и потому что те всегда советовали предпочесть мир и выдать Елену. Обстоятельства сложились так, что Антенор с немалым числом энетов, изгнанных мятежом из Пафлагонии и искавших нового места, да и вождя, взамен погибшего под Троей царя Пилемена, прибыл в отдаленнейший залив Адриатического моря и по изгнании евганеев, которые жили меж морем и Альпами, энеты с троянцами владели этой землей. Место, где они высадились впервые, зовется Троей, потому и округа получила имя Троянской, а весь народ называется венеты» [Ливий. I,1].

url="/uploads/images/default/venety.jpg"]

[/url]

По поводу славянства адриатических венетов споры ведутся очень давно. До сих пор наиболее убедительные доводы за их славянство были приведены словенскими учеными Йожко Шавли, Матеем Бором и Иваном Томажичем. Я мог бы рекомендовать их популярную книгу «Венеты: наши давние предки», которую легко найти в интернете. На основе сравнения древневенетских надписей с диалектами словенского языка, анализа языка «венето» - венецианского диалекта итальянского языка и археологических данных делаются, на мой взгляд, обоснованные выводы о славянской этнической принадлежности древних адриатических венетов.

Думаю, что нелишним будет повторить и мои доводы в пользу славянства венетов, высказанные в статье «О происхождении названия Москва». Там по моей методике делался анализ этнонима «венеды-вятичи-волыняне». Но делал я его тогда немного небрежно, как бы для примера.

Повторим же теперь анализ более строго и только для этнонима «венеты». Для доказательства славянского происхождения данного этнонима необходимо найти этимологии для него по пяти уровням:

1. Родовой уровень – ищем слова типа «племя, родич, отец, мать, брат, племянник, кровь».

2. Тотемный уровень – ищем связь этнонима с названием какого-то зверя.

3. Воинский или охотничий уровень – ищем связь с названием какого-нибудь оружия или орудия охоты, а также с синонимами понятий «воин» или «охотник».

4. Языковый уровень – ищем связь с понятиями «говорить, слышать, понимать».

5. Уровень среды обитания – ищем связь со словами типа «вода, море, лес, горы».

Итак, родовой уровень: Имеется общеславянское слово «внук» (потомок, племянник, родич). В языках западных и южных славян имеется также синоним лексемы «внук» - «нетер», в котором было некогда начальное «в» - «внетер». Далее, понятие «круг родичей» выражается у славян лексемой типа «венец». В польском языке понятие «связь» (союз) выражается словом związek (звянзек). В словенском языке слово vez (связь) ранее также произносилось с носовой гласной – «вензь». Есть слово «знать» (родовая). Во всех европейских языках, в том числе и славянских звук «з» переходит в «в». Например, понятие «родовая знать» в белорусском языке передается выражением «радавая ведаць». В свою очередь «ведаць» прежде произносилось как «вендаць». Думается, этого достаточно.

Существует также литовское слово bendragentis (соплеменник). Но в этом слове только –gentis относится к понятию «племя». Корень bendra связан с понятием «союз» (bendrai – присные). Впрочем, слово gentis все-таки связано с этнонимом «венеты» через форму «генеты» (энеты).

В целом литовские (кельтские) этимологии на слух лучше соответствуют этнониму «венеты». Однако все же необходимо учесть, что в древности славянские языки вообще гораздо сильнее походили на литовский (самый близкий к праиндоевропейскому) [ru.wikipedia.org›Литовский язык]. Поэтому я предложил бы назвать древний общий славяно-балтский язык венетским.

Уровень среды обитания – «вода» (ванда).

Языковый уровень – «ведать» (вендать), «внимать».

Воинский уровень – «воин».

Тотемный уровень - «быдло» (быки, стадо). В древности «быдло» у славян произносилось как «бендло». В польском языке глагол być (быть), родственный слову «быдло», в спряжении типа «Я буду» передается как będę (бендне).
От стад дикого рогатого скота зависела жизнь (бытиё) первобытных племен - таких, например, как индоарии или ваны [смотри наш пост «Кто такие ваны?»]. Корова была тотемом древних индов, поскольку ее плоть и кровь превращались в плоть и кровь племени. Вот почему в Индии корова до сих пор священное животное с той лишь разницей, что ее мясо теперь не едят.

Реконструированное славянское «бендло» полностью соответствует литовскому banda (стадо).

Из указанного анализа следует, что этноним «венеты» имеет славянское происхождение.

Главным объективным возражением противников взглядов Шавли и его коллег является лишь тот факт, что венеты (энеты) Адриатики, согласно информации Тита Ливия прибыли в Италию из Пафлагонии. Пафлагония же ни по названию, ни по другим артефактам, якобы, славянской землей никогда не была.
И тут я тоже могу сказать нечто новое в подтверждение правоты словенских ученых.

По моему мнению, ойконим «Пафлагония» мог быть образован от славянского «влага» (в том числе и морская стихия) и приставки «по». Таким образом, «Повлаганье» = Поморье.

В славянских землях сейчас известно две большие области с подобными названиями: первая – Польское Поморье, вторая – Русское Поморье (у Белого моря). В дальнейшем мы приведем и другие подобные славянские ойконимы.
Венеты были морским народом. Об этом говорится во всех моих постах, посвященных венетам (венедам) Балтики и Арморики. Так что неудивительно, что их прародина в Малой Азии носила название, соответствующее их образу жизни.

Конечно, моего истолкования только лишь одного названия «Пафлагония» недостаточно. Мы должны (согласно моей методике) сравнить топонимы Пафлагонии и Адриатической Венетии.

Но для этого сначала определим и проанализируем, какие топонимы Северной Италии можно считать именно венетскими.

Разумеется, главным таким топонимом является «Венеция». Однако город Венеция на берегах Лагуны был основан сравнительно поздно [ru.wikipedia.org›Венеция] в V веке.

Если исходить из того, что славянская Винета в устье Одры была основана в I веке н.э. (как это следует из нашего поста «Венеты Арморики»), итальянская Венеция оказывается моложе, чем балтийская. Но Венетия на Адриатике должна быть, по идее, старше двух других. Как быть?

Для начала все же убедимся, что Винета на Одре и Венеция на Адриатике были тесно связаны.

Оба города имели сходные двойные названия. У балтийской Винеты вторым названием было Волин, у итальянской - Веленце (так называли ее хорваты и до сих пор называют венгры).

Возле балтийской Винеты-Волина можно найти селения Варново, Мокране и Лядзин, возле Венеции- Веленце – Бурано, Мурано и Лидо. Однако все же наиболее ярким топонимическим доказательством в данном случае будет пара Местре (возле Венеции) и Мисдрой (возле Винеты).

url="/uploads/images/default/volin.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/veneciya.jpg"]

[/url]

Полагаю, что «Местре» (Мист трой) толкуется из славянских языков как «город» (место) Троя». Так что там и было то место, где, по словам Тита Ливия венеты (энеты) впервые сошли на берег Адриатики. В дальнейшем этот топоним был перенесен и на остров Волин.

Впрочем, у нас нет сведений, что в Местре или рядом с ним до V века существовала ранняя или древняя Венеция. На роль старой Венеции можно было бы выдвинуть городок Волано-Баньи (в устье протоки По-ди-Волин). Двойное название городка превосходно соотносится с двойным же названием Венеции-Веленце.

Обмелевшая и ставшая несудоходной протока По-ди-Волин указана на карте древней Италии Густава Дройзена под именем Волано. То, что она была хорошо известна древним римлянам, что подтверждает нашу гипотезу о некогда важном значении Волано-Баньи.

url="/uploads/images/default/volano.jpg"]

[/url]

Очень вероятно, что венеты называли По-ди-Волин как Пад-Деволин (Божественный Пад). В этом случае эпитет «Деволин» хорошо сопоставляется с названием одрской протоки Дзивна (Дивна). Позднее итальянцы адаптировали венетское название к своему языку.

Тем не менее, я полагаю, что существовала еще более древняя Венеция.

Между городами Болонья и Равенна есть городок Арджента (Argenta). Я полагаю, что древнее название города было «Ярь-Венета».

Оснований к этому несколько. Во-первых, вариантом этнонима «венеты» в греческом языке было «генеты» (энеты). Корень genta в топониме Argenta как раз и указывает на это.

Во-вторых, славянское «ярь» имеет много значений, среди которых имеется значение «седой». Название Argenta (Серебряная) намекает и на это. «Седой» это «старый» (Седая старина).

«Ярь» имеет также значение «ранний». Оно соответствует понятиям «первый» и «давний».

Дополнительно добавим, что всего в 3-х километрах от Аржденты расположено селение Бандо (Венедское?), а чуть дальше селение Бенвиньянте. Рядом с Арджентой течет речка Болоньезе, название которой намекает на второе название города типа «Веленце». На то же намекает еще и название селения Фило (тоже рядом с Арджентой).

Арджента находится на берегу судоходной реки Рено, название которой можно истолковать как Древняя» (Ранняя). В древности Арджента стояла на берегу озера Валли (Волынское?) или Ладо (Лодейное?). Так что она вполне могла быть и торговым портом общеадриатического значения и центром древнего кораблестроения. Берега озера богаты тростником и зарослями ивы. И оно имело выход в море.

По мере, высыхания озера значение Ярь-Венеты (Седой Венеты) должно было упасть. Функции главного торгового порта венетов, скорее всего, перешли к Волано, а потом к Венеции. Однако не менее важная функция столицы Адриатической Венетии могла на какое-то время перейти к Болонье.

Город Болонья выгодно расположен на важных сухопутных путях в предгорьях Апеннин. Место это было более здоровое, чем болотистая Арджента. Название Болоньи в эпоху Древнего Рима – Боннония и Фельсина (Вельсина) [ru.wikipedia.org›Болонья]. Все названия хорошо соотносятся с обоими названиями Венеции-Веленце.
Холм, на котором стоит Болонья, мог бы считаться неприступным. Но кельты-бойи взяли его в IV веке до н. э. С тех пор Болонья-Боннония уже не была венетским городом.

url="/uploads/images/default/ardzhenta.jpg"]

[/url]

Ярь-Венета (Арджента) не была единственным местом, где из тростника и ивы строили первые корабли венетов. Вероятно, еще одна верфь была в городе с современным итальянским именем Фаэнца. В переводе с итальянского «Фаэнца» означает «Сенная».

Римляне в древности называли Фаэнцу Фарентия. Думаю, «Фарентия» тоже связано с понятием «сено» через западно-кельтское (валлийское) слово gwair (сено). Видимо, бойи завладели этим городком одновременно с Болоньей. Они и перевели его название с венетского на свой язык.

Фаэнца стоит возле реки Сенио (а раньше, скорее всего, стояла прямо на этой реке). Очевидно, в этом городе строили сеняги (корабли из срезанного тростника – сена). Напомним, что «сеняга» и «сено» лексемы славянского происхождения [смотри наш пост «Море венедов»].

Когда-то возле Фаэнцы, как и возле Ардженты, плескались воды большого озера, которое, как я предполагаю, называлось Ламоне (Лиман) или «Лохмонь» (Ивовое) или «Лужмень». На том же озере, очевидно, стоял и соседний с Фаэнцой городок Луго.

На карте древней Италии показана группа огромных озер-лиманов, которые занимали всю восточную часть Паданской низменности. (Смотри в начале статьи).

Теперь о топонимах Пафлагонии. Имеется карта Пафлагонии географа Сансона [сайт history-maps.ru.]. Разумеется, карта XVII века не может считаться оригинальным документом. Но не так уж важно точное расположение пафлагонских городов для нас, как важны их названия.

url="/uploads/images/default/paflagon.jpg"]

[/url]

Наиболее важным топонимом Пафлагонии, сохранившимся до наших дней, был «Синоп». Это всегда был город-порт, город корабелов. Так что мы вполне обоснованно связываем его имя со славянским «сеняга» (корабль). А как уже говорилось выше, в Адриатической Венетии на реке Сенио стоит город Фаэнца-Фарентия (Сенная), где тоже, на моему мнению, делали сеняги.

Понятно, что в стране генетов (венетов Пафлагонии) можно найти и город их имени – Генетус. Очевидно, «Генетус» = «Венета». Еще одной пафлагонской Венетой был город Фенна (Thenna).

В Пафлагонии можно было найти город с совершенно славянским именем «Загора» (Zagora). А в бывшей Венетии есть города Кодигоро, Гориция, Градиска, Градо, Порто-Гуаро.

Интересно, что другая Загора указана у Клавдия Птолемея в V главе III книги его «Руководства по географии» в параграфе 28 – на реке Борисфен «Азагарий (Азазарий) 56 градусов широты». Это в районе Киева.

Неподалеку от итальянской Гориции есть городок Кормонс. В Пафлагонии был город Кармена. Топоним «Кармена» можно сопоставить со славянским словом «карман», родственным глаголу «карнать» (вырезать). В данном случае имеется в виду либо залив, либо узкая долина (овраг).

В Пафлагонии был город Оргибате (Orgibate), имя которого сопоставляется с Argenta. Полагаю, что –bate в этом топониме звучало также и как –bante, что означало «Венета». Но тогда первая часть Orgi- соответствует венетско-славянскому Ar- или «Яр» в значениях «седой», «ранний».

Названию некогда важного венетского города Волано соответствует имя пафлагонского города Блаена (Blaena).
Интересно, что Блаена располагалась в области Domanetis. Мне не удалось найти пары данному топониму ни на старых, ни на новых картах бывшей италийской Венетии. Но похожие названия есть вблизи Винеты-Волина (Домислёв) и на острове Виндилис (Домуа) [смотри нашу статью в ЖЖ «Венеты Арморики»]. Без сомнения, ойконим «Доманетис», которое мы толкуем как «Дом (родина) венетов», имеет славянскую этимологию. «Родина» по-словенски звучит как Domov. «Доманетис» (Дом венетов) является аналогом «Домислёв» (Дом славян).

Думаю, на этом можно закончить отыскание топонимических параллелей. Теперь нам ясно, что Пафлагония или Повлагонье была страной славяноязычного народа.

url="/uploads/images/default/venet.jpg"]

[/url]

Рядом с Пафлагонией находилась Каппадокия [ru.wikipedia.org›Каппадокия]. Каппадокийцы, по свидетельству Страбона, были родичами пафлагонцев [ru.wikipedia.org›wiki/Пафлагония]. Следовательно, должно быть славянское толкование и для ойконима «Каппадокия».

«Копа» (купа) на славянских языках означает «множество» (скопление). Известно также и славянское слово «кап» (корень). Корнями на Украине и в Беларуси называют родичей.
Это слово может быть использовано для передачи понятия «народ» (племя, род, семья).

Любопытно, что в большинстве европейских языков понятие «корень» передается лексемой типа rod, rot, razine и т.д. В современных славянских языках фонема типа «род» закрепилась кроме понятий «родич», «руда» (кровь), «родник» лишь за одним видом корня – за редькой.

Оружейный уровень характеризуется словом «копье».

Тотемный уровень этимологии этнонима «каппадоки», думаю, передается словом «копытные», (быки, олени, лоси).
Древесным тотемом каппадоков было какое-то дерево с мощным корнем, название которого было похоже на «кап», возможно, «кипарис».

Каповые наросты интересный материал для резчика по дереву. Поэтому капом называют также и изваяния. Капищем у славян называлось место служения богам. Там и стояли вырезанные из дерева идолы.

Среда обитания каппадоков так же, как и у венетов, вода – «купание». Возможно, славянский Купало был богом-предком именно каппадоков.

О том, что каппадоки могли быть морским народом, свидетельствует ряд славянских судовых терминов. Из словаря Даля известно слово «кОпать» (лесина с корнем, для стройки судов). У словенцев kopánja - лодка-однодревка, «копец» (кормило, руль).

«Википедия» дает истолкование топониму «Каппадокия» как «Страна прекрасных лошадей». Возможно, коппадоки действительно были хорошими коневодами. Но эпитет «конь» (морской конь) часто относился к понятию «судно». У славян носы кораблей обычно украшали конские головы. Славянское «конь» фонетически сходно с западноевропейским словом can (судно) и его славянскими аналогами типа «чан» и «сенега». Так что каппадокские «кони» на поверку могли быть кораблями.

На хорватском языке имеется слово otok, имеющее ряд значений - в том числе «вспучивание», «отёк» и «остров». Многие острова Далматинского архипелага включают в свое название слово otok, например, «Дуги-Оток».
Но в общем случае фонема otok предает понятие о чем-то таком, на что, вспучиваясь, натекает (набегает) жидкость. Под это описание хорошо подходит понятие «берег» (побережье), который обтекают воды, и куда набегают волны.
Таким образом, «Каппадокия» истолковывается как «Капа-оток» или «Берег капов (корней или родичей)».

Ряд топонимов венетов Адриатики можно обнаружить в Украине. Что касается гидронимов, то рекомендую еще раз перечитать мой пост «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы».

Но есть и сходные названия населенных пунктов. Так названия итальянских городов Равенна и Ровиго можно сопоставить с волынским Ровно; итальянское Каварцере - с волынским Киверцы.

Аналогом города Бреста (белорусская Волынь), очевидно, является Триест. В латинских текстах его называют «Тергест», что, вероятно, могло быть славяно-латинским гибридом со значением «Земля для гостей (купцов)». Это могло быть и целиком славянское слово типа «торжище». Но оба варианта толкования совмещаются с понятием «пристань» (торговый порт).

Безусловно, существует связь между названием болотистой равнины Полезине в низовьях реки По и волынским топонимом "Полесье" в долине реки Припять. Очевидно, такая же связь есть между древним названием реки По (Пад) и гидронимом "Припять" (При-Пад?).

Скорее всего, "Препад" могло означать "Большой Пад". Приставка "пре" в некоторых случаях играет усилительную роль, например, "добрый - предобрый".

Как уже говорилось в статье "Вольки-тектосаги - древний союз славян и литвы", гидроним "пад" может иметь две этимологии:

1) "падь" (долина), то есть Пад - "Долинная река",

2) pad (омут), то есть Пад - "Река омутов".

Только что обнаружил, что на словенском языке prepad означает "бездна". Я на верном пути. Найдена истинная этимология полесского гидронима «Припять».

Из этого можно предположить, что между Волынью и Адриатической Венетией существовала связь. Но, скорее всего, связь существовала и между волынянами и пафлагонскими венетами.

Думаю, начав переселение из Малой Азии, венеты разделились на два потока, один из которых направился в Италию, другой – в Северное Причерноморье.

Но в Италии венеты отнюдь не были первым из славяноязычных народов. Такие народы жили там, как я уверен, и раньше.

Вероятно, что славяноязычными были даже изгнанные венетами евганеи. Этноним «евганеи» толкуется из славянских языков именно как «изгнанные» (выгнанные). По-украински глагол «изгнать» звучит как «вгнати». В последующую эпоху слово «евгений» римские писатели стали толковать из греческого как «благородный».

Скорее всего, евганеи имели какие-то другие самоназвания.

Среди горных племен Северной Италии наибольшее наше внимание привлекли лепонтии. Лепонтиев считают кельтами (то есть неславянами) [en.wikipedia.org›wiki/Lepontii]. И все же у нас есть достаточно веские доводы за то, что они все же были славянами.

Согласно карте Г. Дройзена лепонтии жили к северу от озера Вербанус. В моей статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» подробно доказывается, что Вербанус был отнюдь не «Озером слов» (как это следует из латыни), а озером Вербным.

url="/uploads/images/default/leponiii.jpg"]

[/url]

По территории лепонтиев текла река Тичино, название которой также лучше всего толкуется из славянских языков. Здесь же текут еще речки «Озерная» (Изорно) и Верчаска (Вертлявая).

В глухих лепонтийских горах сохранились такие явно славянские топонимы как Гурин, Вершо (Вершины), Спруга (Прыжок, Обрыв).

Одна из гор в середине области лепонтиев зовется «Вогорно». Окрест нее горные ледники носят названия «Гориер» (Горный) и «Гриц» (Горице).

Долина между этими ледниками называется «Анти-горио», что можно толковать двояко. Либо это гибридный славяно-латинский топоним, означающий «Долина против гор», либо речь идет о месте жительства горных антов.

Этноним «лепонтии» можно истолковать как «лепо-анты» или «красивые анты». В принципе, название вероятно, так как нет народа, который не считал бы свой расовый тип самым лучшим. И все же гораздо вероятнее с точки зрения ономастики, что слово «лепо» относилось к местам обитания племени. Трудно перечислить все «шёнвальд» и «бель вью», принадлежащие самым разным народам мира.

Таким образом, получается, что лепонтии это анты, обитающие в «лепой стране». Красоты же Альп неисчислимы, вот почему славяне вполне могли бы назвать их просто «Лепы». Римляне же переиначили их в Альпы, что на латыни означает «Белые» (Albus).

Далее этноним «лепонтии» можно разобрать по обычной нашей схеме. Мы полагаем, что он образован также и от специфического славянского слова «лепетать» (говорить).

Орудие, по числу которых лепонии учитывали своих воинов, вероятно, называлось «лапа» (от слова «лупить») – вид палицы. Тогда воины, очевидно, назывались «лупы», что по-чешски и по-польски означает «разбойники». Но у древних славян «разбой» был одним из синонимов слова «война».

Лепонии пользовались для письма латинскими буквами. Наиболее известна короткая надпись из Кастелло-Тичино (примерно 575 год до н. э.) [en.wikipedia.org›wiki/Lepontic_language].

Адаптированный текст выглядит так: os ioisox. Итальянские исследователи Гамбари и Колонна считают, что это имя Cosioiso. Нам это толкование кажется довольно натянутым.

Исходя из того, что первые в мире надписи чаще всего были эпитафиями, мы прочли надпись как «Ось (вот, здесь) Ио (Иво - славянское имя) иссох (усоп, умер)».

Рядом с лепонтиями в верховьях Родана (Роны) обитало племя седуны. Их название настолько напоминает славянское, что даже не нуждается в истолковании ни по фонетике, ни по смыслу. В России можно найти немало людей с фамилией Седунов. В словаре Даля в статье «сидеть» слово «седун» также приводится.

Седуны жили в большой долине (современное Валё) в верховьях Родана (Роденя). Название долины, приведенное из римских источников, – Poenina [смотри карту Г.Дройзена].

В ряде славянских говоров в слове «поляна» выпадает «л». Например, в Румынских Альпах известен горный топоним «Пояна Руска».

Следовательно, «Поэнина» ни что иное как «Полонина» - обычное славянское название для горных лугов в Карпатах. Горный хребет, рассекающий Болгарию параллельно течению Дуная называется «Старая Планина».

Имеют сходство со славянскими также и названия других племен Северной Италии и южной Швейцарии. Такими племенами были изарки, жившие на реке Изарко, притоке реки Плавус, а также веносты, стоены, таврины.
Славянами были, скорее всего, и реты (расены).

Этноним «реты» вполне приемлемо тестируется как славянский, связанный, прежде всего, со словом «род».

На этом пока все о славяноязычных племенах Северной Италии.

 (Голосов: 3)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Краткие замечания
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 Екатерина I: Марта Скавронская или Катарина Рабе
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Доисторическая история чешского серебра
 Славянизация Польши (окончание)
 Славянизация Польши
 Архив сайта
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
 Июнь 2016
 Март 2016
Александр Козинский  ©  2014-2016