Главная  

Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена

В этой части перевода с моими комментариями дается расположение племен Германии Магна во времена Птолемея. У профессиональных ученых были самые различные варианты расположения этих племен. Я привожу здесь собственный вариант. Исхожу не только из собственно текста Птолемея, но и из топонимики Германии.
Впрочем, считаю, что следует учитывать также высокую подвижность германских и прочих племен Европы. В разные исторические периоды они могли находиться в разных точках страны. Прошу обратить внимание на явно славянские этнонимы. Наиболее уверенно мной трактуются как славянские этнонимы: хайтворы, фародины (вродяне), ракатаи (речники), маровинги (мораване), ковадои (квады, кузнецы), луги (лужичане), карпы (хорваты). Кроме славян отождествляю часть "германских племен" как литву или кельто-литовцев. Это тевтоны, тавтоарии, земноны, бойи, судины.

В этой части перевода с моими комментариями дается расположение племен Германии Магна во времена Птолемея. У профессиональных ученых были самые различные варианты расположения этих племен. Я привожу здесь собственный вариант. Исхожу не только из собственно текста Птолемея, но и из топонимики Германии.
Впрочем, считаю, что следует учитывать также высокую подвижность германских и прочих племен Европы. В разные исторические периоды они могли находиться в разных точках страны. Прошу обратить внимание на явно славянские этнонимы. Наиболее уверенно мной трактуются как славянские этнонимы: хайтворы, фародины (вродяне), ракатаи (речники), маровинги (мораване), ковадои (квады, кузнецы), луги (лужичане), карпы (хорваты). Кроме славян отождествляю часть "германских племен" как литву или кельто-литовцев. Это тевтоны, тавтоарии, земноны, бойи, судины.

§. 8. Низкие земли Германии, вблизи реки Рейн, удерживают на севере бусактеры малые (Bουσαχτεροι οι μικροι, Busactori parvi) и сигамбры (Συγαμβροι, Sycambri).
-------------------
Комментарии. Этноним «бусактеры» толкуется из германских языков как «корабелы» от англосаксонских bus (повозка, судно) и ax (топор). Буквально «бусактеры» - «рубящие (вырубающие, стоящие) корабли». Дройзен предполагал, что бусактеры это германское самоназвание племени канинефатов (плавающих на кораблях), известное из трудов Юлия Цезаря и Тацита. Думаю, он был прав.
Этноним сикамбры, думаю, происходит от германского Sig (победа) и Cimbri (кимвры) означает «победители кимвров». Германцы обычно очень гордились своими победами и часто употребляли в своих именах кенинги (эпитеты), напоминающие об этих победах. Например, скандинавского героя Хельги часто называли просто «убийца Хундинга».
-------------------

§. 9. Ниже [южнее] них свебы-лангобарды* (Σουηβοι Λαγγοβαρδοι, Suevi Langobardi),
затем тегкеры** (Τεγкεροι, Tenceri),
и игхрионы*** (Iγкριωνες, Criones) между Рейном и горами Абноба,
и рядом интуэрги (Iντουεργοι, Intuergi), варгионы (Oυαργιωνες, Vargiones), каритны (Кαριτνοι, Carithni)****.
-------------------
Комментарии. *Свевы-лангобарды упоминались Тацитом как небольшое, но доблестное племя. Прежде, по информации историка VIII века Павла Диакона, они жили на острове Скадан (Скания) и назывались винилами, позднее переселились в Ютландию (смотрите мою статью «Вандалы не венеды»), потом завоевали Италию. Во времена Птолемея племя, очевидно, разделилось, так как лангобарды упоминаются еще раз и в другом месте.
** Тегкеры Птолемея отождествляются с тенктерами Тацита. Этноним, думаю, образован от голландского tien (десять) и немецкого «Kinder» (дети, род). Полагаю, что в племени было объединено десять родовых кланов. Подобные племенные этнонимы были распространены и на западе и далеко на востоке Евразии.
*** Этноним «игхрионы» по звучанию и по описанию положения этого племени, очевидно, связан с регионом Крайхгау в Баден-Вюртенберге [ru.wikipedia.org›Крайхгау]. В Крайхгау найдены следы племени гельветов, которые обитали там около IV века до н.э. Происхождение топонима связывают с кельтским Creuch (грязь, глина), но этот вариант плохо подходит для самоназвания уважающего себя племени. По моей версии гельветы были литовским племенем. Из литовского «крайх» толкуется как «конники» (верховые) от kraigas (конек, верх). Как я установил, большинство названий литовских племен толкуется как «всадники», литовцы, которые начинали как кочевники, были хорошими кавалеристами. И позднее область Крайхгау была известна своими рыцарями. Но во времена Птолемея игхрионы, вероятно были согнаны римлянами со своих земель в Крайхагу и жили несколько севернее, но все равно к западу от гор Абноба.
**** «Интуэрги» - «Живущие в башнях (в горах?)». «Варгионы» - «оружейники» (дающие оружие) от немецкого Wehr (оружие) и голландского gee (давать). «Каритны» от западно-кельтского carrus (повозка или судно) – скорее всего, означает судовщики (жили на берегах Рейна).
Этноним "варгионы" можно было бы толковать как "сыны Волка" от скандинавского "варг". Но я все же предпочел толкование "оружейники" (одно, впрочем, не исключает другого). Дело в том, что варгионы жили на границе Галлии и Декуматских полей. И там и там скрывались повстанцы багауды, нуждавшиеся в оружии. До 15 года н.э. они могли получать оружие из Винделики. После ее разгрома место винделиков-оружейников могли занять оружейники-германцы.
------------------

§. 10. Ниже [южнее] [племя] виспы* (Оυισποι, Vispi) и Пустые земли** изгнанных (Еλουητιον ἐρῆμος) до самых гор называемых Альпами.
------------------
Комментарии. *«Виспы» от немецкого Wespen (осы) – хорошее имя для воинственного племени.
** Пустые земли это Декуматские поля (западная часть Швабского Альба). Римляне изгнали оттуда свевов и оставили эти земли пустыми, разрешив здесь селиться изгнанникам из различных племен Галлии. Полагаю, что тут селились также и бывшие повстанцы против власти Рима багауды. Часть их были славяне (смотри мою статью «Почему славяне суть нарцы»).
------------------

§. 11. Возле Океана на низких землях живут бусактеры (Bουσαχτερους, Busactores) и фриссии (Фρισσιοι, Phrissii, фризы) до реки Амасии.
Рядом с ними хауки* малые (Кαυχοι οι μικροι, Cauchi parvi) до реки Висургис (Oυισουργιος, Visurgim),
Потом хауки большие (Кαυχοι οι μειξους, Cauchi maioris) до реки Альбис.
Близ шейки Кимврского полуострова саксоны (Σαξονες, Saxones).
Далее на полуострове выше [севернее] саксонов сигулоны** (Σιγουλωνες, Sigulones) им враждебные,
Затем сабалингии*** (Σαβαλιγγοι, Sabalingii), затем кобанды**** (Kοβανδοι, Cobandi).
-------------------
Комментарии. * «Хауки» - имя германского племени, близкого по языку саксам, происходит от тотемной птицы ястреба (hawk).
** «Сигулоны» - имя племени строится по тому же типу, что и у сикамбров от Sig (победа). Судя по тому, где обитало это племя, сигулоны чванились победой над какими-то «валонами», точнее, как я полагаю, над волынянами, то есть гражданами города Волин или Винета. В списке городов Германии Магна Винета-Волин указана как Бунитион (Βουνιτιον).
Эти сигулоны были враждебны и саксам. Из чего вытекает вероятность того, что саксы были тогда союзниками волынян. Германский средневековый хронист Гельмольд из Босау писал, что язычники-славяне разрешали саксам жить в их городе Винете даже после того, как последние стали христианами.
*** «Савалинги», очевидно, тоже жили в Ютландии севернее сигулонов. Их имя означало просто «родичи» от исландского sifja (семья, род). Исландский язык самый архаичный из скандинавских, поэтому пользуюсь их словарем при толковании древнескандинавских названий.
**** «Кобанды» - название столицы Дании Копенгагена на датском языке звучит как København. Можно ожидать, что этноним «кобанды» связан с названием этого города, и это племя обитало в восточной части Сьяланда, главного острова Датского архипелага. Имеющееся на данный момент толкование гласит, что København это искаженное стародатское Køpmannæhafn, то есть «гавань торговцев» [ru.wikipedia.org›Копенгаген]. Но гораздо ближе другие этимологии. В исландском языке есть слово kúabú (хутор), а в английском языке cabin (хижина). То есть кобанды – «живущие в хижинах (хуторах)», а København - «Гавань хижин» или «Гавань кобандов».
---------------------

§. 12. Выше них халы* (Xαλοι, Chali), западнее которых фюндусы** (Фουνδουσοι, Phundusii), восточнее – харуды*** (Xαρουδες, Charudes), дальше всех на север кимвры**** (Kιμβροι, Cimbri).
------------------
Комментарии. *Халы это, несомненно, обитатели прибрежной области Халланд на территории современной Швеции (от Гётеборга до Хальмстада). Предполагаю, что халы были предками голландцев. Их этноним, по моему мнению, очень древний, относящийся к тем временам, когда люди жили еще в пещерах, которые на исландском и английском языках звучит как hol. С hol связан такой исландский синоним понятия «человек» как halur (человек, мужчина). Halur это изначально, думаю, житель пещеры. Со временем hol становится hall, то есть домом. Дом это не только помещение, но и семья, род. Родичи говорят и понимают друг друга: отсюда исландское hjal (беседа, разговор). В этом смысле hjal соответствует немецкому deuten (толковать, объяснять), от которого произошло самоназвание немцев - Deutsche. И, наверно, недаром англичане зовут голландцев Dutch, понимают или понимали когда-то, что Hali и Deutsche, практически, синонимы.
** Фюндусы – обитатели острова Фюн, второго по значению в Датском архипелаге после Сьяланда. И они действительно живут западнее побережья халов, хотя для древних датчан это было не так очевидно, как то, что Фюн много южнее Халланда. Старинное написание названия острова Fjón. Однако ближайшее к такому написанию слово fjand|i означает «враг». Так жителей Фюна могли бы звать враждебные им соседи, что и, как видно, имело место, когда информанты Птолемея разузнавали названия здешних племен. Фюн – низменное и в древности, наверно, заболоченное место. К нему бы подошло название fen (болото). Но такими же были и соседние острова, поэтому местные жители вряд ли стали бы выделять в этом отношении именно Фюн. Сами жители Фюна могли бы называть себя воинами и охотниками, и есть подходящие к их этнониму слова fang (борьба) и fengur (улов, добыча). Уроженец Фюна Ганс Христиан Андерсен, который изобрел современное написание названия своей родины, предложив Fyn, исходил из старинного слова fínn (тонкий, благородный, отличный прекрасный). Удивительно, но это слово практически совпадает с таким же по звучанию и смыслу коренным ирландским словом fionn (светлый, яркий, прекрасный). Полагаю, что finn и было заимствовано из западно-кельтских (киммерийских) языков. Вполне возможно, что Фюн населяли племена, родственные кимврам, которые тоже упомянуты в этом параграфе. Отсюда, возможно, и отношение соседей к этим чужим для них по языку фюндусам-врагам.
*** В связи с этим трудно сразу сказать, кем были харуды. Они могли быть литовским племенем, как тевтоны. Тогда главной этимологией их названия было бы литовское kardas (меч). Тотемом харудов было бы весьма соблазнительно посчитать мифическую индийскую птицу Гаруду. Реальные гаруды, конечно, были орлами. И более всего на слово «гаруда» из всех европейских названий орла походит латышское диалектное erdelis (нашел это слово только у Фасмера). Но харуды, вероятно, прошли процесс германизации, поэтому, наверно, правильнее будет толковать их название из германских языков. Наиболее близкой по фонетике была бы этимология от немецкого Haar (волосы): «харуды» (волосатые) было бы вполне аналогично «лонгобарды» (длиннобородые). Птолемей указывает, что харуды жили к востоку от халов, а, может быть, фюндусов. Но ни там, ни там нет топонимов, которые указывали бы на их длительное пребывание. Зато такие топонимы есть в Ютландии. Есть информация, что позднее харуды перебрались в Норвегию, где поселились в округе Хордаланн [https://en.wikipedia.org/wiki/Charudes]. Почему харуды отправились на север, в то время как большинство германских племен двигались из Скандинавии на юг? Очевидно, это было следствием их военных неудач, начавшихся после поражения Ариовиста в Галлии от войск Цезаря в 58 году до н. э. Харуды участвовали в переселении германцев в страну секванов, организованную Ариовистом, и выставили ему в помощь в битве 23 тысячи воинов, многие из которых уже не вернулись на родину.
**** Кимвры во времена Птолемея были уже достаточно слабым племенем. Но их прежняя слава не была забыта. Сикамбры не зря кичились победой над ними. Как и других неудачников кимвров оттесняли все дальше в холодные края. На севере Ютландии есть область Химмерланн. Но киммерийские топонимы есть и в Швеции. Так в Сконе есть городок Симрисхамн. Вполне вероятно, что кимвров вынудили перебраться еще дальше на север – севернее даже халов. Есть легенда, что последние короли кимвров бежали на территорию древней Пруссии и учредили там святилище богов-братьев Патолса и Потримса [https://ru.wikipedia.org/wiki/Видевут]. Литовские ученые считают эту легенду реальной историей.
---------------------

§. 13. Среди саксонов от реки Халусои (Xαλουσου, Chaluso) до реки Свевы (Σουησου, Suevii) [живут] фародины (Фαροδεινοι, Pharodini).
---------------------
Комментарий. «Фародины» не могло означать «жители фиордов». Далее Птолемей указывает на другую группу фародинов, которые явно живут не у моря. Как мы уже выяснили выше, названия рек Халусы и Сивы-Свевы-Пено славяно-литовские. Полагаю, что «фародины» это «во-родяне», то есть славяне, живущие родами, – родичи. Как хорошо известно, германцы часто оглушают славянское «в» в «ф». Информанты Птолемея могли получить сведения о «фародинах» от саксов, а сами в их землях, судя по расположению пройденных ими в северной части Европы городов, не были. Кроме того, в греческом алфавите нет буквы для звука «в». В славянских языках родственными этнониму «во-родяне» словами, являлись слова «урод» (в изначальном значении – «сын») и «урода» («красота» и, возможно, «кровь», то есть «родичи»). По-украински польское «урода» звучит как «врода». В сербском языке есть глагол «вардати» (следить, бродить), в древности означавший, очевидно, «охотиться». Словопонятие «охотники» относится к древнейшим этимологиям племенных самоназваний. Сербское «вредан» имеет значения «достойный» и «имеющий силу». Сербское «уредан» (правильный, аккуратный, законный). Интересно, что в русском языке есть слово с аналогичным значением - «халюзной», а фародины жили как раз на реке Халюса. Очевидно, во-родины жили в своих жилищах чисто, строго подчиняясь упорядоченным законам, как и поляне «Повести временных лет», и слава об этом далеко разнеслась в славянских землях. И последнее: славянское «врод» некогда было синонимом слову «народ», так как русское «народиться» практически равнозначно польскому wrodzic.
Жить среди германского окружения славянам во-родинам было трудно, но они как-то справлялись. Готский историк VI века н. э. Иордан писал о племенах с явно славянскими названиями, жившими в Скандзе или около нее. Это были не случайно поставленные на первое место виновилот (венето-волыняне, то есть граждане Винеты-Волина), светиды, рании (руяне) и ряд других племен, очевидно, славяно-литовского происхождения, живших на Балтике, которые, по словам Иордана, «превосходя германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью». Впрочем, саксы тогда относились к славянам уважительно. И славяне отвечали им взаимностью. По словам Гельмольда из Босау, саксов всегда пускали на жительство в Винету (и даже после того, как они приняли христианство). Некоторые славянские боги были включены в языческий пантеон саксов. В качестве бога кузнечного дела туда был включен венд Вёлунд (Волынянин), который, как я думаю, был из граждан Винеты-Волина (смотрите мой разбор «Легенды о Вёлунде на сайте kozinsky.ru). В статьях «О происхождении саксов» и «И снова вандалы. Венды Скандинавии» мною было доказано на основе топонимики Швеции, что венды (славяне) обитали на территории современной Скандинавии, а часть их позднее выселилась оттуда на южное побережье Балтики вместе с саксами.
--------------------

§. 14. Далее, [племя] седины (Σειδνοι, Sidini) до реки Виадуа (Iadoua, Οὐιαδούα, Viadua).
-------------------
Комментарий. Предполагаю, что седины были племенем, жившим на острове Уседом. Их название, видимо, было, главным образом, связано с именем богини Седины (Сивы). Возможно также, что седины были родичами литовцев-судинов или антов-седунов, живших в долине Поэнина (Полонина), ныне Вале в истоках Роны-Родана в Гельвеции-Швейцарии. Смотрите мою статью «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии».
---------------------

§. 15. Внутри страны важнейшими являются такие. Свевы-англии* (Aγγειλον, Angili) располагаются восточнее лангобардов** и к северу до реки Альбис. А свевы-семноны*** (Σεμνονων, Semnones) располагаются между рекой Альбис, среброносными областями [Богемии] и на восток до реки Свевы.
И [далее] на выступе до нижней части долины Вистулы [живут] бугунты**** (Bουγουντων, Buguntas).
----------------------
Комментарии. *Свевы-англии прежде, вероятно, обитали на территории современной Швеции, которая полна их топонимами. В связи с этим отпадает версия о том, что их племенное имя происходит от германского eng (узкий). То есть место, где они стали именоваться «англии», не в тесной узкой Ютландии. И в Британию в III-V веках н.э. они переселялись, в основном, из устья Эльбы, где имеется один из их важнейших топонимов – «Йорк». Этот топоним они перенесли в Британию. В Ютландии во времена Тацита они, очевидно, были лишь краткое время, пользуясь этой территорией как мостом для переправы в Центральную Европу. Этноним «англии» толкуется мной как «ловцы» от немецкого Angler (рыбак) и английского hinge (силки).
** Очевидно, имеются в виду лангобарды-свевы, жившие возле Рейна.
*** Свевский союз племен был полиэтническим. Семноны или семионы (земноны, земаны) изначально были литовским племенным союзом, занимавшим, согласно Тациту, огромную территорию в 100 пагов (округов) или до 500 тыс. кв. км от Эльбы до острова Саарема. Впоследствии часть семнонов вошла в племенной союз лугиев, а часть присоединилась к свевам. Четкого разграничения между союзами, думаю, не было. Смотрите на эту тему мою статью «Славянизация Польши». Данная группа свевов-семнонов живет к востоку от Эльбы.
**** По моему мнению, бугунты вовсе не бургунды, как это часто толкуется. В статье «Венеты Арморики» я писал, что после поражения флота венетов Арморки (Бретани) от Цезаря, они предпочли репатриироваться на Балтику, где жили их родичи балтийские венеты и основали там город Винету-Волин, ставший в Средние века крупнейшим торговым городом-портом на севере Европы. Этноним «бугунты» я понимаю как «анты-корабельщики» от бретонского bog (тип судна). Думаю, что венеты-волыняне начали строить суда такого типа еще на своей прародине – реке Буг. «Венеты» и «анты» два произношения единого славянского этнонима.
----------------------

§. 16. Ниже (южнее) этих племен и между хауками малыми и свевами обитают бусактеры* большие (Bουσακτεροι οι μειξους, Busactori maioris).
Ниже [южнее] них [бусакетров] хаймаи** (Xαιμαι, Chamae), хауки большие и свевы-ангриварии*** (Аγγριουαριοι, Angrivarii).
----------------------
Комментарии. * Бусактеры большие, наверно, должны были бы освоить нижнее течение Везера и Эльбы, иначе их этнопрофессиональное название (судостроители) теряет смысл. С западной стороны их граница выходила на Везер, поскольку хауки малые обитали к западу от Везера. Но вообще странно, что бусактеры живут не на морском побережье. Возможно, здесь какая-то ошибка Птолемея.
** Этноним «хаймаи» толкуется от немецкого Heim (дом) как «живущие в домах» или «строители домов», то есть тоже этнопрофессиональное название. С другой стороны «хаймаи» могло быть связано с названием реки Амис (Эмс), которая протекает в этой части Германии. Дройзен помещает хамаев (у него хамавы) даже на запад от Эмса. Конечно, германские племена были очень подвижны и легко переходили с места на место. Этому способствовала их относительная тогда немногочисленность, чаще всего по несколько десятков тысяч мужчин-воинов на племя.
*** Этноним «ангриварии» толкую как «ловцы» (аналогично этнониму «англии») от немецкого Angriff (захват). Ангриварии присоединились к племенному союзу свевов, как и рейнские лангобарды. Вероятно, они были мостиком между лангобардами-свевами и главным массивом Свевского союза. Впрочем, германские племена были, наверно, в то время так же хаотично перемешаны, как перемешаны сегодня африканские племена.
----------------------

§. 17. Далее лангобарды* [просто лангобарды?] и ниже них дульгумнии-cаксоны** (Δουλγουμνιοι, Dulgumnii, Dulgibini), а также свевы-тевтоноарии (Tευτονοαριοι, Tevtonarii) и вируны*** (Oυιρουνοι, Viruni), фародины**** [другая группа], также свевы-тевтоны***** (Tευτονες, Tevtones) и айарпы-рутиклеоны******(Aυαρποι-Pουτικλειων, Auarpi-Ruticleos), а также бугунты-айловайоны******* (Aιλουαιωνες, Aelueones).
----------------------
Комментарии. *Думаю, что эта группа лангобардов жила существенно восточнее лангобардов-свевов, живших около Рейна. Севернее них, видимо, жили просто саксоны (возле шейки Ютландии) и южнее них тоже жили саксоны-дульгумнии. И это, может быть, помешало данной группе лангобардов тоже, как и их соплеменникам, вступить в Свевский союз. Но и в Саксонский союз, как дульгумнии, они тоже не вступили. Саксы, видимо, отделяли этих лангобардов от свевов-тевтоноариев также и с востока. А с запада их ограничивали сильное племя хауков больших, и бусактеры большие, которые контролировали переправы через Эльбу и Везер.
** Дульгумнии-дульгубины во времена Тацита жили ближе к племени фризов и, возможно, были у них в подчинении. Позднее они явно отошли на восток и вошли в могущественный Свевский союз. Дульгубинов некоторые любители хотели бы отождествить с дулебами-славянами. Я когда-то тоже готов был принять эту теорию. Но впоследствии понял, что Дулебский союз племен образовался много позже появления на мировой сцене дульгубинов. Он состоял, в основном, из двух главных племен - волынян и хорватов белых. Этноним «дулебы» я истолковал как «двулюбы». То есть дулебы были обязаны одинаково любить не только свое племя, но и союз в целом (и союзников). Позднее Дулебский союз распался. Что же касается дульгубинов, то их этноним я толкую от немецкого Dolch (кинжал). Этимология от Dolch хорошо походит ко всем вариантам произношения данного этнонима. По типу своего любимого оружия именовались многие племена. Например, саксы (короткие мечи), кельты (топоры), чехи (чеканы), ятвяги (копья).
*** Вирунов Дройзен, очевидно, отождествляет с варинами, рассчитывая позднее отождествить их с ваграми, жившими у шейки Ютландии. Ряд историков считает вагров славянами [ru.wikipedia.org›Вагры]. Если исходить из того написания, которое есть у Птолемея, этноним «вируны» может происходить от vir (по-фински «кровь»). Это слово употреблялось также скандинавами и славянами. От него происходит древнерусское «вира» (плата за кровь). Vir означает также «родичи» (кровная родня, соплеменники).
**** Фародины упоминаются второй раз. Это, несомненно, другая группа во-родян и, скорее всего, не имевшая отношения к предыдущей. Живут они в гуще германских и литовских германизированных племен. Казалось бы, их судьба предрешена: либо ассимиляция, либо истребление. Кто бы мог подумать, что менее чем через 100 лет славяне займут всю территорию между Одрой и Эльбой. Способствовали этому два фактора: отток германских племен на запад в Галлию и Британию и приток славянских племен с юга по речному пути Днестр, Западный Буг, Нарев, Висла, Одра. Дружины новопоселенцев сливались со старожилами, складывались новые отношения вместо кровно-родовых. На смену «во-роду» пришел «во-ряд» (уряд, договор). Ну, и каждому лингвисту известно, как легко в таком случае звук «д» переходит в «г» (ряд – ряженый – ряж – ряг). Думаю, именно так в славянских языках появилось слово «варяг» (договорник, иногда наемник), которое усвоили их соседи саксы (Varangian), а потом оно вошло в обиход и в Византийской империи (Βάραγγοι).
***** Этнонимы «тевтоны» и «тевтоноарии» происходят от кельто-литовского taut (народ). Это, несомненно, коренное литовское слово, которому в литовском языке есть много родственных слов, например, tevs (отец). В валлийском языке литовскому taut родственно tud, в ирландском – tuath. Видимо, скандинавы заимствовали это слово в свои языки в форме «тьод» - þjóð (народ). Еще во времена своего нашествия на Рим тевтоны уже были сильно германизированы. Так германскими были имена их королей. После разгрома, который учинил им Марий в 102 году до н. э. при Аквах Секстиевых, тевтоны навсегда потеряли свое значение. Остатки племени вступили в Свевский союз. Этноним «тевтоноарии», вероятно, правильнее звучал как «тевтоно-варии», что и подметил еще Дройзен. В отличие от него не считаю, что тевтоны жили на западном берегу Ютландии. Там и так было тесно от множества племен, часть которых просто проходила из Скандинавии на юг. Полагаю, что тевтоны жили тогда восточнее саксов и, возможно, выходили на востоке к Одре где-то на широте Берлина. Там их знаковым топонимом может быть «Тельтов» (южный пригород Берлина). Возможно, также, что они жили и восточнее Одры (об этом в комментарии о бугунтах-айловайонах).
****** Айярпы-рутиклеоны, по моим соображениям, жили на Одре в районе Щецина. Полагаю, что название носит этнопрофессиональный характер. И оно славянское. Беру на себя смелость предположить, что звучало оно на самом дела как «ваяры-прутикляне». «Ваяры» от слова «ваять» (изготавливать). Слово «ваять» идет от одного из синонимов названия вербы - «вая». Из лозы (прутиков) вербы-ваи ваяли много полезных вещей и, в частности, первые корабли-лодыги. На польском языке «лодыга» означает одновременно «стебель» и «лодка». В польском же языке есть слово «вицина» (судно) от слова «вица». В русском языке тоже слово «ветка» является одним из синонимов слова «лодка». Полагаю, что в древности слово «прутик» тоже могло иметь значение «лодья». (Остовы лодок из лозы обтягивали шкурами или набивали тростником).
******* Бугунты-айловайоны жили южнее просто бугунтов и, как я полагаю, на реке Нотец. Еще в своей статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» я высказал мысль, что тадесы из списка племен Баварского Географа были по происхождению западными кельтами, этнически близкими валлийцам. Валлийцы же, как сказано выше имеют слово tud (народ), от которого мог произойти этноним «тадесы». В статье «Венеты Арморики» я добавил, что тадесы бежали из Галлии из-под власти Рима морем вместе с венетами. Венеты отдали им во владение реку Нотец (Нар-тадес – река тадесов?). Валлийцы же назвали по-своему реку Гвда (приток Нотеца) от своего gwaed (кровь) – возможно, из-за цвета ее воды. С этой точки зрения этноним «айловайоны» следует понимать как «галло-валоны». «Галло» - от Галлия; «валоны» - от «волыняне» или волинцы. Со временем галловалоны полностью славянизировались. Часть их могла переселиться в Червенскую землю – в Галицию. Теперь же я добавляю, что вместе с тадесами на реке Нотец жили и тевтоны, перешедшие Одру с западного берега. Между прочим, тадесами или тадеско в Италии и Румынии называют немцев, которые в свое время присвоили себе имя тевтонов. Слияние тевтонов свевов и выходцев из Галлии было в значительной мере обусловлено сходством их племенных имен и, возможно, языков. Но были ли тевтоны-свевы, обитавшие на Одре и Нотеце германоязычны или оставались по языку кельто-литовцами, все равно к IX веку они, вероятно, славянизировались.
----------------------

§. 18. Вернемся обратно к области семнонов [западнее]*. Ниже [южнее] области семнонов обитают силлинги (Σιλιγγαι, Sillingi)**. Ниже бугунтов обитают луги-оммани*** (Λουγιοι Oμμανοι, Lugi Ommani). Ниже них луги-дойны (Δουνοι) или луги-дидойны**** (Λογγιδιδοινοι) до гор Асцибургий.
----------------------
Комментарии. *Имеются в виду германизированные семноны-свевы, занимавшие большую часть земель к северу от Богемии между Эльбой и Одрой.
** Силлинги в то время еще не занимали территории Силезии (последнее им приписывают все историки как Запада, так и России). Племя, очевидно, сформировалось на Эльбе в районе впадения в нее реки Заале. Как я полагаю, этноним связан с понятием «соль» - «соляники», как и название Заале, в бассейне которой много соляных источников. В районе Магдебурга, где, как я полагаю, изначально сложилось племя, старинное местное название соли было Sülze, что звучит уже гораздо более сходно с «силлинги», чем литературное Salz (соль). Там возле Магдебурга протекают еще и два соляных ручья с одинаковым названием Sülze. Что же касается Силезии, которой предстоит получить свое имя от силлинов, то пока ее еще называли Земана.
*** Луги-оммани это лугии-манимы Тацита. В своей статье «Славянизация Польши» я подробно разобрал происхождение этнонимов «лугии» (жители лугов, поляне) и «манимы» (родичи) из славянского и литовского языков соответственно. Добавлю только, что префикс «ом» происходит, очевидно, от литовского amas (речь). «Оммани» это те лугии, которые пока еще говорят родной (литовской) речью.
**** Луги-дидойны это, видимо, лугии, бывшие семноны, по языку славяне, в третьем или четвертом поколении. Этноним «дидойны» образован, очевидно, от славянского «дид» (дед). Дидойны = дедовы.
----------------------

§. 19. Ниже силлингов обитают калуконы* (Kαλουκωνες, Calucones), которые обитают по обе стороны Альбиса.
Ниже (южнее) них обитают херуски** (Xαιρουσκοι, Cherusci) и хамавы*** (Xαμαυοι, Camani, Chamaui) до Мелибохских гор.
Рядом с хамавами обитают хатты**** (Χατται, Chattae) и тубанты** (Τουβαντοι, Tubanti).
----------------------
Комментарии.*Калуконы, вероятно, были младшими партнерами-союзниками силлингов. В Силезию они ушли вместе. В Списке Баварского Географа к востоку от слензян (Sleenzane), имевших 15 городов, проживали некие голензичи (Golensizi), имевшие 5 городов. Я определил знаковый топоним голензичей как Коленовске (смотрите мою статью «Баварский Географ с точки зрения славянина»). Отсюда видно, что к IX веку силлинги и калуконы славянизировались. Считаю, что калуконы выжигали для силлингов древесный уголь, нужный для выпаривания соли, поэтому их этноним происходит от немецкого Kohl (уголь). Кстати, у славян корень «кал» в слове «калить» переходит в «гал» - «галить» (играть в горелки).
** Полагаю, что этноним херуски происходит от «этруски». Херуски всегда были знаменитые на всю Германию гадатели, как и этруски в Италии. По Тациту рядом с херусками жили фоски, а «фоски» (туски) было вторым именем этрусков. Смотрите мою статью «Заметка об этрусках». Ранее херуски жили близ Тевтобурского леса. Но после поражения, понесенного от хаттов, были, видимо, оттеснены дальше к востоку.
*** Относительно хамавов есть исчерпывающая информация [ru.wikipedia.org›Хамавы], с которой я согласен. Их этноним, как и у некоторых других германских племен происходит от слова Heim (дом, родина и т. д.).
****Хамавы вместе с херусками, как следует из §19, обитали примерно на широте Тюрингского леса. К востоку от них указаны байнохаймаи и батени. Следовательно, хатты жили западнее. «Хатты» очень древний этноним, и изначально имел значения «охотник», «отец» и так далее. Здесь Птолемей делает один из своих удивительных скачков, резко и без пояснений переходя от одной географической области к другой, от предыдущей весьма отдаленной. Хатты жили довольно далеко от Судет. Создается впечатление, что переписчик данной рукописи просто забыл вписать текст про хаттов в §19, поэтому вписал его после того, как обнаружил свое упущение. Полагаю, что текст про теирохаймаев и варистов в оригинале, видимо, шел сразу за текстом о туронах и маровингах.

§. 20. Восточнее около Альбиса обитают байнохаймаи* (Bαινοχαιμαι, Bonochamae) и батени** (Bατεινοι, Batini).
Далее на горе и под горой Асцибург расположились корконты*** (Kορκοντοι, Corconti) и луги-буры**** (Λουγοι οι Bουροι, Lugi Buri) до истоков Вистулы.
---------------------
Комментарии. * Байнохаймаи – «живущие в домах на сваях» от немецкого Bein (нога) и Heim (дом). Очевидно, их дома стояли в затопляемой пойме Эльбы.
** Батени – этнопрофессиональное название «судовщики» от германского Boot (лодка).
*** Корконты жили, очевидно, не на Свентокшистских горах, а под другой горой с названием Асцибургий. У Птолемея упоминаются два пункта с таким названием, и это, видимо, третий. Дройзен отождествляет этот Асцибургий с горами Крконоше, думаю, как раз из-за корконтов. В своих статьях «Славянизация Польши» и «Доисторическая история чешского серебра» я предположил, что корконты это сарматские собиратели дани от ирано-сарматского «курк» (конфискация, контрибуция).
**** Луги-буры – еще одна группа славян-лугиев. Полагаю, что их тотемом был медведь. В польском языке bury один из синонимов медведя. Впрочем, иногда «бурым» называли и волка.
---------------------

§. 21. Ниже (южнее) них в прежние времена обитали сидоны* (Σιδωνες, Sidones), потом когны** (Kωγνοι, Cogni).
Потом висбургии*** (Oυισβουργιοι, Visburgii) на Орцинских горах.
--------------------
Комментарии. *Литовцы-сидоны (судины) были изгнаны из Богемии, скорее всего, маркоманами. У Птолемея они еще раз упоминаются южнее маркоманов, стоявших на южной границе Богемии. Следовательно, маркоманы не пускали судинов родину, к их старинным рудникам. Ведь именно сидоны некогда начали его добычу на территории современной Чехии. (Смотрите статью «Доисторическая история чешского серебра»).
** Вместо сидонов в Богемии появились некие когны, очевидно, чем-то полезные маркоманам или сарматам. Рискнул отдать предпочтение сарматам. В афганском языке, который я считаю особенно близким скифскому и сарматскому, есть слово «кох» (гора), то есть когны – горщики, шахтеры. Нашел и другое еще более четкое подтверждение: «когhал» - плавильный горн, а также яма (шахта). Впрочем, вовсе не обязательно, что на серебряных копях стали работать сарматы или другие иранцы. В статье «Доисторическая история чешского серебра» я отдал предпочтение сербам. Сербы были союзниками сарматов и, видимо, понимали в горном деле. И опять же по их имени все славяне называют серебро серебром. Сами же сербы иногда называют серебро «срма».
*** Висбургии обитали на горах Фихтель. Этноним «висбургии» хорошо интерпретируется как «белогорцы» от немецких weis (белый) и Burg (гора). Что же касается гор Фихтель, то существует информация о том, что прежде горы Фихтель назывались Белой горой [en.wikipedia.org›Fichtel Mountains]. Но это означает, что Белая гора одновременно имела название Орцинии. Такое предположение уже было высказано в комментарии к §. 7.
--------------------

§. 22. К востоку от гор Абноба или Абнобен (Αβνοβαιων, Abnoborum) обитают сверху (севернее всех) свевы-казуарии* (Κασουαροι, Casuari), затем нертериане** (Νερτερεανες, Nertereanae), затем дандуты*** (Δανδουτοι, Danduti), ниже них туроны**** (Τουρονοι, Turoni) и марoвинги**** (Μαρουιγγι, Maruingi).
---------------------
Комментарии. *Тацит писал, что хазуарии (казуарии) обретались в тылах других более сильных народов и не рвались в бой. Думаю, этноним «казуарии» тоже мог быть этнопрофессиональным, как и многие другие названия малых германских племен. Вероятно, они славились в Германии изготовлением и сбытом повозок, и их прозвище было «хайзевары» от немецкого Chaise (повозка) и Ware (товар, изделие).
** Нертериане явно обслуживали культ Нерты и этим обеспечивали себе безопасность и средства жизни.
*** Дандуты – возможно, просто «обитатели склонов» от английского down.
**** Скорее всего, «туроны» означало просто «горцы» от «тур» (башня, гора). Их местообитание приходилось на довольно серьезные горы Швабского и Франконского Альба. Скорее всего, туроны не составляли какого-то единого большого племени, по крайней мере, во времена Птолемея. Расчлененный горный ландшафт мог бы неплохо способствовать сохранению независимости небольших общин. Однако впоследствии в этих местах, как я полагаю, сформировался грозный Франкский союз племен, во главе которого встал род Меровингов.
**** Маровинги – мораване (славяне с реки Морава, которую римляне называли Маргус). То, что маровинги жили также и в Чехии-Богемии, доказывается из параграфа 24. Думаю, что короли Меровинги вели свое происхождение от мораван-маровингов. Такое бывало не так уж редко в те времена. Так во главе германцев готов встали короли из рода Балтов (balta – литовское слово, означающее «белый»). А во главе первой славянской империи государства Само встал франкский купец.
---------------------

§. 23. [Здесь был текст про хаттов, который я перенес в параграф 19, где ему и место]*
И ниже [южнее] Судетских гор теириохаймаи*** (Τευριοχαιμαι, Teuriochemae) и варисты**** (Ουαριστοι, Varisti).
---------------------
Комментарии. *Хамавы вместе с херусками, как следует из §19, обитали примерно на широте Тюрингского леса. К востоку от них указаны байнохаймаи и батени. Следовательно, хатты жили западнее. «Хатты» очень древний этноним, и изначально имел значения «охотник», «отец» и так далее. Здесь Птолемей делает один из своих удивительных скачков, резко и без пояснений переходя от одной географической области к другой, от предыдущей весьма отдаленной. Хатты жили довольно далеко от Судет. Создается впечатление, что переписчик данной рукописи просто забыл вписать текст про хаттов в §19, поэтому вписал его после того, как обнаружил свое упущение. Полагаю, что текст про теирохаймаев и варистов в оригинале, видимо, шел сразу за текстом о туронах и маровингах.
** С точки зрения немецкого языка этноним «теирохаймаи» означает «дорогие дома» от teure и Heim. Быть может теирохаймаи, действительно строили более капитальные дома, чем в других областях Германии. Юг Германии, особенно Бавария, издавна славится своими старинными домами из камня и дерева. Удивительно, но строение корня «теиро» несколько напоминает строение корня «bayer», лежащего в основе топонима Bayern (Бавария). Быть может, разница в звучании не так уж велика, возможен переход t – th – f – v – b. Точного значения ойконима Bayern не известно. В достаточно архаичном английском языке (немецкий язык пережил в свое время ряд реформ) слово bay имеет множество значений. Среди них и охотничий термин «загнать» (зверя), что говорит в пользу большой древности этого слова. Широко используется bay также в строительной терминологии. В немецком языке тоже есть сходное слово Bau (строительство). Но наиболее вероятно смысловое сходство между фонемами «теиро» и «баиро» в том, что оба они в германских языках могут относиться к понятию горы – «тур» и «борг». Из этого я, в конце концов, делаю предположение, что теурохаймаи жили в горах Баварский лес и были предками баварцев. А так как горы Баварский лес могли бы включать в себя также хребет Оберпфальц, находящийся севернее них, то в какой-то мере соблюдается и условие «южнее Судет». Очевидно, Дройзен придерживался подобных же мыслей, потому что на своей карте Германии Магна поместил в Баварском лесу еще и варистов, чей этноним также напоминает ойконим Bayern. Однако для варистов может найтись другое место.
*** Этноним «варисты» напоминает название одного из чешских племен «веричане», упомянутых в Списке Баварского Географа. В своей статье «Чехи и секваны» я связал этноним «веричане» с топонимами Бероун (город) и Бероунка (река). Таким образом, веричане-варисты действительно оказываются южнее Судет. Еще лучше бы объяснило упоминание теирохаймаев-баваров «южнее Судет» то, что они могли быть в союзе с упомянутыми вместе с ними славянами веричанами. Информанты Птолемея могли рассматривать их как единое политическое целое. Такие межэтнические союзы в Европе встречались часто.
---------------------

§. 24. Затем лес Гамбрета*, и ниже маровингов курионы** (Κουριωνες, Curiones).
Потом хайтворы*** (Χαιτουωροι, Chaetuori) и до реки Данубия пармаикампои**** (Παρμαικαμποι, Parmaecapi).
--------------------
Комментарии. * Лес Гамбрета был восточнее по отношению к теирохаймаям. И то, что он упомянут между теирохаймаями, жившими в Баварском лесу, и маровингами, доказывает, что маровинги находились внутри Чехии-Богемии. Но часть маровингов-мораван могла обитать вместе с туронами и теирохаймаями. Поэтому ранее маровинги были показаны в паре с туронами. Как я полагаю, это указывает на давние и стабильные союзные отношения моравов с горцами Франконского леса, которые в V веке н.э. привели к тому, что один из родов маровингов (Меровинги) возглавил Франкский союз племен.
** Курионы, вероятно, тоже были славянами. С этой точки зрения их название происходит от слова «корени» (родичи). От этого же слова происходят этнонимы «карантанцы» (хорутане) и «карны». Смотрите мою статью «Хорутане-карантанцы, карны и карийцы». Знаковыми топонимами курионов-кореней, вероятно, к северу от Дунная в австрийской области Вайнфиртель являются города: Хернабаумгартен, Карнабрунн, Корнойбург (близ Вены-Виндобоны), Хорн (в области Вальдфиртель), а на южном берегу Дуная римский Карнунт. Этого более чем достаточно, чтобы уверенно определить ареал обитания курионов Птолемея. И важно, что все эти топонимы примыкают с востока к реке Мораве. И если маровинги жили севернее них, то они, безусловно, жили на территории современной Моравии.
*** Название «хайтворы», думается тоже славянское. В чешском языке имеются слова hájit (оборонять) и tvor (ворота). То есть «хайтворы» - «обороняющие вход» (в страну). Хайтворы могли бы оборонять границу с Римской вместе с маркоманнами, чей этноним может переводиться как «мужи границы».
**** Наименование «пармаикампои» переводится с латыни как «живущие на повороте Парма». Этот поворот, скорее всего, поворот Дуная к югу около Вены. Селение Пфрама (Пфарма) находится близ берега Дуная на полпути между Веной и Братиславой. Беру на себя смелость предположить, что в древности оно стояло на самом берегу Дуная, а его название происходит от славянского «паром».
--------------------

url="/uploads/images/default/pt1.jpg"]

[/url]

url="/uploads/images/default/pt1a.jpg"]

[/url]

§. 25. Ниже леса Гамбреты маркоманы* (Μαρκομανοι, Marcomanni), ниже них судины** (Σουδενοι, Sudeni) и до Данубрия адрабаекампои*** (Αδραβαικαμποι, Adrabaekampi).
--------------------
Комментарии. Этноним «маркоманы» может толковаться как «люди границы». В таком случае их племенное название должно было бы оформиться уже в Богемии, где они держали границу с Римской империей подобно расположенным восточнее славянским хайтворам. Но есть информация [ru.wikipedia.org›Маркоманы], что их имя упоминалось еще за два века до нашей эры. Поэтому у меня есть гипотеза о том, что «маркоманы» означало нечто вроде «мужи знака», то есть маркоманы делали боевую раскраску подобно американским индейцам, пиктам Британии и славянам-гариям. То же делали, по моему мнению, также их соседи - моравы (от слова «марать») и чехи (от слова šek – знак).
Маркоманы жили некоторое время в горах южной Германии, то есть были одним из туронских племен. С этого времени они, думаю, стали хорошими друзьями моравов-маровингов. Последние же могли пригласить их вместе напасть на бойев (богемцев), с которыми, полагаю, нередко воевали. Вот почему после победы над бойями оба племени, как видно, мирно уживались в одной стране. Самый известный правитель маркоманов Маробод вполне мог быть этническим мораванином. Его имя с точки зрения славянских языков означает «Моравский бодила» (бодливый бык или рогатина, копьё). Основанная им столица Маробудон (Μαροβουδον) находилась, судя по координатам, в пределах Моравии – Моравски Крумлов (Моравский Кремль). Две другие резиденции Маробода были на землях маркоманов (Чески Крумлов и Крумау-ам-Камп). Свержение Маробода могло произойти вследствие недовольства именно маркоманской германской знати тем, что ими правит иноплеменник.
Во времена Птолемея и моравы и маркоманы, видимо, являлись вассалами сарматов. Последние вместе с союзными им сербами, как я полагаю, контролировали добычу богемского серебра.
** Отождествляю судинов и сидонов из §21, потому что сидоны явно жили южнее гор Судет и занимались добычей серебра. Не следует забывать, что хотя латыши и называют серебро sudrabs, но литовцы называют его sidabras. То есть корни этого слова «sud» и «sid» в летто-литовских языках равнозначны. Предполагаю, что сидонов-судинов из Богемии изгнали все же маркоманы, которые, стоя на границе, не пускали их обратно. Изгнание судинов произошло, возможно, из-за недобросовестного утаивания ими части добытого серебра. Некоторое время маркоманы сами добывали серебро, отчего в Германии появилось слово «марка» как мера веса именно серебра. Но потом контроль над добычей, как сказано, перешел к сарматам и сербам.
*** Название «адрабаекампои» этнотопографическое, то есть связано с названием топографического пункта. Такие этнонимы у Птолемея встречаются постоянно. Дройзен на своей карте указал это место у поворота Дуная на север, который начинается возле Пёхларна. Истолковываю название из латыни как «живущие у поворота Адраба». Причем «Адраба» вывожу от латинского adrado (срезать). Несомненно, путники, ехавшие по суше с запада, спрямляли здесь дорогу на Виндобону, уходя от Дуная.
--------------------

§. 26. Ниже Орцинской рощи ковадои (Κουαδοι, Quadi) и железоделательные мастерские в Лунном лесу.
--------------------------
Комментарий. Этот параграф, несомненно, следует разделить на три части. В первой части говорится об Орицинских горах, которые, как мы уже установили, это горы Фихтель или Висбург (Белая гора). На этой полосе Птолемей движется с востока на запад. Следовательно, ковадои оказываются западнее и маркоманов и моравов. Правда, это как будто противоречит Тациту, который помещал квадов восточнее маркоманов. Но нашествие сарматов могло заставить квадов отойти со своих прежних местообитаний на запад. Они довольно легко и часто меняли свои территории и прежде и потом. Однако я недаром вместо общеупотребительного «квады» использовал здесь, прежде всего, вариант «ковадои». Наличие рядом с квадами железоделательных мастерских вместе с этим, практически, понятным для славянина «ковадои», убеждает нас в славянском происхождении квадов. Их этноним тоже этнопрофессиональный и означает «кузнецы» (ковали). Вероятно, впоследствии, постоянно сопровождая своих союзников маркоманов, квады германизировались. Изначально, однако, они были славянами.
--------------------------

Большой народ богемы (Βαιμοι, Baemi) до самого Даунубия
-------------------------
Комментарий. Это обобщающее сообщение, что большой народ бойев-богемцев обитает повсюду в Богемии до самого Дуная. То есть бойи отнюдь не были изгнаны своими врагами, но побеждены и порабощены.
-------------------------

И смежно с ними около рек Теракатриаи (Τερακατριαι) и в сторону Поворота (Καμποις) [обитают] ракатаи (Ρακαται).
------------------------
Комментарий. Очень трудный текст. Главная трудность состоит в том, что невозможно совершенно точно определить, где идет речь о топонимах, а где об этнонимах. Так можно счесть, что племя теракатриаи обитает около реки [Дуная]. Или бойи обитают и около реки Теракатриаи, и около поворота Ракатаи.
Видимо, этот текст ставил в тупик многих квалифицированных переводчиков и историков. На старинной карте Германии Магна Птолемея (она имеется в качестве приложения на карте Германии Магна Дройзена) указаны два племени - ракатаи и ракатриаи. Интерпретатор, готовивший эту карту, почему-то опустил начальное «те» в слове «теракатриаи». Сам Дройзен, очевидно, сомневался в том, что ракатриаи (теракатриаи) это название племени. У себя на картах он оставил только ракатаев.
Скорее всего, Дройзен сам хорошо понимал (хотя и не акцентировал это), что ракатаи славянское племя. В этнониме ясно слышится славянское «рака» (река). Белорусы и до сих пор говорят «рака», а в древности так могли произносить и другие славянские племена. Понимая это, Дройзен поместил своих ракатаев (рекатов, речников) в районе с сильно развитой речной сетью к востоку от Братиславы. И в этом с ним нельзя не согласиться.
Очевидно, Дройзен прав был и в том, что не считал слово Τερακατριαι этнонимом. В этом слове тоже присутствует славянское «рака», но истолоковать в качестве славянского этнонима и «ракатриаи» и, тем более, «теракатриаи» не получается. Легче всего слово «ракатриаи» истолковать как топоним – «Река-тройка» (Река-трИя). Хотя слово «трИя» в значении «тройка» в имеющихся словарях славянских языков, обычных и толковых, мной не было найдено, все же уху славянина эта лексема не чужда и понятна. В основе ее лежит числительное «три», имеющееся во всех славянских языках. А в украинском языке «тройка» произносится как «трiйка». Достаточно убрать уменьшительный суффикс «к», и мы получим нужное «трийа» (трия). А повод к тому, чтобы поднять высоту стиля речи (как выражался Ломоносов) есть: слияние трех могучих рек зрелище величественное. Какие это реки? Думается, речь идет о слиянии главного потока Дуная с протокой Малый (Важский) Дунай, а также реки Нитры возле города Комарно на северном берегу Дуная. (Напротив, Комарно на южном берегу Дуная расположен венгерский Комаром).
Существенное затруднение для этой версии создавало начальное «те» в слове «Теракатриаи». Однако выяснилось, что в чешском и словацком языках имеется указательное местоимение te, которое во многих случаях фактически выполняет роль артикля, подобного английскому артиклю the. Например, во фразе «Vy jste byl u té brány» (Вы были у ворот) te стоит в качестве артикля перед существительным brana (ворота), и можно привести массу подобных других примеров. Таким образом, начальное «те» в слове «Теракатриаи» тоже всего лишь артикль, которым при истолковании можно пренебречь. О том, что рекаты могли уже быть словаками, свидетельствует сам Птолемей. В его описании Норика есть следующее место: «Держатся у северной границы провинции, главным образом, сеоваки (Σεουακες) и алауны (Аλαυνοι)». Всякий, кто немного знаком со славянской лингвистикой, знает, что славяне, особенно южные, часто опускают в словах звук «Л». Так сербы вместо «волк» говорят «вук», а вместо «Белград» - «Београд». Зная о таком свойстве славянских языков, нельзя не отождествить сеоваков Норика, обитавших буквально в двух шагах от Братиславы со словаками.
Поворот, о котором идет речь дальше, по всей видимости, тот самый крутой поворот Дуная на юг, название которого в §5 было определено как Куртан. Ракатаи, очевидно, занимали весь низменный, прорезанный многочисленными протоками и руслами рек, от Братиславы до городка Вац. Потомками ракатаев, как я предположил в статье «Баварский Географ с точки зрения славянина», было упомянутое в списке Баварского Географа под номером 31 [ru.wikipedia.org›wiki/Баварский_географ] племя атурецани (Aturezani) – «по отцам (то есть родом) рецане (рекане, речники)». В словаре Даля есть слово «атя» (батя). Этноним отвечает на вопрос «чьи вы?» - «Атий (атюй) рецане».
Ракатаи-атурецане, несомненно, должны были быть отличными корабельщиками. Возможно, их основным судном для плавания по Дунаю и по его притокам и протокам была хорошо известная из античных источников камара [endic.ru]. От названия этого судна могло произойти название города Комаром, который всегда был важным портом на реке Дунай, как раз у слияния трех названных выше рек.
-------------------
Следующая часть перевода называется: "Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши"

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Новая версия. Почему славяне суть нарцы
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (окончание)
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)
 О чехах и белочехах
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Архив сайта
 Декабрь 2018
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018