Главная  

Кто такие ваны? (начало)

I. Об этнической принадлежности ванов

Продолжая тему «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке», не могу игнорировать проблему этнической принадлежности ванов. В славяноведении со времен Павла Шафарика существует постоянная тенденция причислять племя ванов к славянам. Для этого есть некоторые этимологические основания.
Этноним «ваны» близок к традиционному германскому названию славян «венды». (Теперь мы уверены, что этнонимы «венды» и «венеды» тождественны). Финны называли славян-вятичей, а затем и русских vene. В этнониме «славяне» окончание «вяне» некоторые ученые-слависты рассматривают как самостоятельное слово, родственное эддическому «ваны».


Однако возникают сомнения. Вот, например, что если слово «ваны» вовсе не этноним? Оно может быть просто синонимом понятия «союзник». На скандинавских языках слова типа vän означают «друг». Правда, в языках континентальной Германии – немецком и голландском – подобной лексемы нет, однако ведь и «Эдда» тоже, строго говоря, не совсем общегерманский эпос. Очень может быть, что ваны-друзья были всего лишь одним из скандинавских племен, настоящее имя которых не известно. Поэтому эпос и называет их так условно.

Потом эти ваны, бывшие верными союзниками скандинавов-асов, просто слились с ними. И от них позднее пошло название «вандалы» - то есть «люди из долины (страны) друзей».

На это сомнение сам себе и отвечу. Ваны не всегда были друзьями асов. В «Старшей Эдде» в «Прорицании Вельвы» (строфа 23) сказано:

В войско [ванов] метнул Один копье,
Это тоже свершилось в дни первой войны;
Рухнули стены крепости асов,
Ваны в битве врагов побеждали.

Довольно странно звучали бы эти строки, если скальды под словом «ваны» подразумевали понятие «друзья».

Нет, мы должны все-таки признать, что «ваны» это этноним, или вообще отказаться от того, чтобы использовать эпос для нашего анализа. Ведь если сомневаться в реальности одного из этнонимов «Эдды», можно сомневаться и во всем остальном.

Что же касается этнонима «вандалы», то вопрос о его возникновении мы разбирали в статье «Вандилии: готы, свевы, свионы, вандалы, винилы». Мы не отрицаем, что этноним является собственно германским. И очень вероятно, что он был образован именно от этнонима «ваны». Однако слово «ваны» в данном случае означало не столько «друзья», сколько «путники» - от германского wandeln (путешествовать).
Это наше мнение соответствовало бы статусу ванов как пришельцев на Среднем Востоке. Оно послужило бы противовесом против следующей, иранской версии происхождения ванов.

***

Вот эта версия. В предыдущей статье мы уже практически доказали, что события с участием асов и ванов имели местом действия Средний Восток. Поэтому ваны могли быть и иранцами.

Основанием для такой мысли является то, что в иранских языках легко найти этимологии для имени вождя ванов Ньёрда. Перечислим основные: «нур» (свет), «нахр» (дождь, орошение), «наур» (водоём), «нар» (мужчина), «наргав» (бык), «нарина» (самец), «неру» (сила, мощь), «нау радж» (молодой владыка, вождь рода), «ная радж» (царь лодочников). Все указанные тут слова годятся в качестве эпитетов для бога плодородия, воды и моря, а также вождя племени.

Далее, если Ньёрд был богом моря, то и ваны соответственно должны быть народом моря. И у нас есть индоиранское слово «фан» (вода).

На севере Ирана в Азербайджане и Хорасане [ru.wikipedia.org›Хорасан] есть две исторические области называемые Ширван [ru.wikipedia.org›Ширван]. Этноним «ширванцы» (Şirvan) можно толковать как «Асир-ваны». В провинции Хорасан возле города Ширван находится Боджнурд. Название этого города в своей предыдущей статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» мы толковали как «Бог Ньёрд».

Еще дальше к западу, но тоже в пределах исторического Ирана, включавшего некогда в себя и всю большую Армению, есть озера Ван и Севан, названия который также могут быть связаны с этнонимом «ваны».

У осетин, самоназвание которых «ирон» (иранцы), бытует так называемый Нартовский эпос [ru.wikipedia.org›Нартский эпос]. Название легендарного народа «нарты» могло быть связано с именем Ньёрда и его потомков.

На первый взгляд, версия об иранской этнической принадлежности ванов выглядит весьма основательной. Но у нас есть возражения против нее.

Начнем с самого простого. Гидронимы «Ван» и «Севан», вероятнее всего, связаны отнюдь не с этнонимом «ваны», а с индоиранским «фан» (вода).

Мы не можем утверждать, что этноним «нарты» обязательно связан с именем «Ньёрд», так как в иранских языках имеется много других этимологий для него. Они приведены выше.

Этноним «осетины» имеет родство с этнонимом «асы» [ru.wikipedia.org›Осетины]. Существуют предположения, что именно асы-осетины и были асами германских легенд. При соседстве двух таких показательных этнонимов как «асы» и «нарты» можно, пожалуй, прийти к заключению, что «нарты» = «ваны».

Однако известно, что этноним «асы-осетины» отнюдь не является самоназванием народа. Ими у осетин являлись этнонимы «ирон» и «аланы».

В осетинском языке существует слово «æфсæддон» (воинский). Соседи, например, грузины в древности лучше всего были, конечно, знакомы с аланскими воинами. Поэтому и стали звать аланов осетинами.

Нарты вообще никогда не считались на Северном Кавказе осетинами ни самими осетинами, ни их соседями. Свой Нартский эпос есть почти у всех народов Северного Кавказа.

Отсюда можно сделать вывод, что в древности на землях, занимаемых нынешними осетинами, обитали некие чуждые им этнически племена, называемые «асы» или «нарты». Этноним «ас» было присвоен осетинам их соседями. Случилось это после исчезновения первоначальных асов с данной территории. Нечто подобное произошло и с этнонимом «французы». В V веке н. э. в кельтскую Галлию пришло германское племя франков [ru.wikipedia.org›Франки]. Они на время завладели страной, потом исчезли - растворились среди местного галло-романского населения. Но они оставили стране и ее народу свое имя.

Возможно, что именно от названия воинственного племени асов и было образовано осетинское слово«æфсæддон». И именно их, а не современных осетин грузины впервые и назвали «осети» («оси», «овси», ოსები).

Тогда, может быть, асы-нарты были германцами? В языке осетин, как и в языках всех других народов Кавказа можно найти германские слова. Сам ойконим «Кавказ», как мы уверены, мог иметь германское происхождение.

Но сравнение показывает, что Нартский эпос практически не имеет ничего общего ни с сагами «Эдды», ни с индийскими «Ведами», ни с «Авестой». Так что если на Кавказе обитали некогда германцы, это были другие племена, не относившиеся к числу «детей Одина».

Они, должно быть, сохраняли верность, более древнему верховному богу германцев Тиру (Тюр, Тивац, Циу, Туисто). Примечательно, что главным богом осетин был бог-герой Уастырджи. Его имя можно истолковать как «Аса-Тир» или «Аса-Тор» с прибавкой обычного индоиранского «джи» (почтенный) [ru.wikipedia.org›Уастырджи]. Его атрибуты ближе к атрибутам бога Тюра нежели Тора. Правда, сам он не был однорук, но скакал на трехногом коне. Он не имел молота, его главным оружием было копье, подобное Гунгниру Одина. Уастырджи был покровителем путников, как и Один. Очевидно, Один присвоил эти атрибуты, отняв их у Тира.

Возможно, что Нартский эпос мог бы изучаться как вторая, альтернативная «Эдде» германская мифология. Как-нибудь попробую это сделать.

Что же касается названий городов Ширвана и Боджнурда, то они имеют отношение и к асам, и к ванам и к богу Ньёрду. Концентрация в одном месте трех таких показательных топонимов не может быть случайной. Тут же еще один значительный топоним «Герме» (мы не считаем еще множества мелких). Если же добавить к ним пятый – Ашхабат, который можно истолковать из германских языков как «Ас-хабат» (Владение асов), то картина становится достаточно ясной.

Мысль о том, что топоним «Ашхабат» может быть связан с племенем асов впервые, кажется, высказал советский российский писатель и историк Владимир Щербаков. Он считал, что Асгард = Ашхабат (Ашгабат). [Щербаков Владимир. Асгард - город богов: История открытия.
Источник: www.2lib.ru/getbook/12889.html].

Предгорья Копет-Дага южной и северной стороны долго были районом расселения слившихся воедино племен асиров и ванов. И само слово «Копед» хорошо толкуется из германских языков в вольном русском переводе как «Многоглавый» (kop – голова).

Вероятно, это было то место, куда отступили разбитые в войне Рагнарёк остатки союза племен. Отсюда большая часть их отправилась на север вдоль берегов Каспия, меньшая осталась здесь навсегда и приняла участие в формировании новых ираноязычных и тюркоязычных народов. Благодаря им до нас и дошли все перечисленные и не перечисленные топонимы германского происхождения, которые можно найти на подробных картах Среднего Востока.

Мы заключаем, что Копед-даг был последним пристанищем объединенных остатков асиров и ванов по тому, что их имена оказались неразрывно связаны в один этноним. Такое могло быть лишь в относительно позднее время. Не нашлось в этом регионе сколько-нибудь значительных топонимов, посвященных Одину, Фрейру и Тору.

Очевидно, к этому времени лишь один Ньёрд сохранил положение правителя и божественного покровителя асир-ванов. Почему? Об этом будет сказано ниже.

Однако вопрос об изначальной этнической принадлежности ванов так и остается открытым. Но здесь нам на помощь неожиданно приходит индийская мифология.

Если сравнивать Ньёрда с персонажами индийской религии, то больше всего его напоминает риши (мудрец) Нарада [ru.wikipedia.org/wiki/Нарада]. И дело здесь не только в почти полной идентичности имен.

Показательно, что «Эдда» молчит об участии Ньёрда в войне Рагнарёк. Напомним, что Ньёрд жил у асов на положении заложника. Ранее он во главе своих ванов воевал с асирами и чуть не разгромил их, как об этом сказано в «Прорицании вельвы». Пожалуй, странно было бы видеть его с оружием в руках в рядах его врагов, бывших, а, может быть, на самом деле и настоящих. В «Младшей Эдде» говорится, что Ньёрд умер в своей постели.

Да, сын Ньёрда Фрейр в войне участвовал и погиб в поединке с Суртом [en.wikipedia.org›Freyr]. Но Ньёрд мог и не быть с ним близок. Фрейр жил среди асов с рождения и был по воспитанию асиром, занимал в общине асов высокое положение, как и многие другие члены общины асов, вероятно, был приёмным сыном Одина. Асиры женили Ньёрда на Скади, матери Фрейра, как мы думаем, против его воли. Брак был несчастливым. Супруги жили раздельно: Ньёрд у моря, Скади в горах [en.wikipedia.org›Njörðr].

Возможно, Скади была сестрой Ньёрда, как об этом говорил Локи в саге «Перебранка Локи», хотя на момент заключения брака брат и сестра могли и не знать друг друга. Скорее всего, они жили далеко друг от друга, и у них были разные матери. В таком случае причина расставания супругов понятна - открывшийся инцест. Но еще более понятна и причина, по которой Ньёрд мог возненавидеть асов. Он узнал от Локи, что асы убили его отца Тьяцци.

При этом Ньёрд должен был ненавидеть также и Локи, который сам признал на пиру у Эгира, что был соучастником убийства. Вот почему в распре Локи и асов Ньёрд не захотел быть ни на чьей стороне.

Зато Ньёрд мог иметь хорошие отношения с Суртом (с Сурья-Шивой). Они, скорее всего, были союзниками еще по первой войне с асами.

Сохранив нейтралитет во время войны Рагнарёк, Ньёрд тем самым, как нам думается, получил возможность обеспечить безопасность своего племени ванов, а также оказать услугу разбитым остаткам племени асиров. Поэтому асы и примкнули к ванам в горах Копет-дага.

Со временем услуга Ньёрда не забылась, так что потомки асов сохранили о нем добрую память на далеком севере [en.wikipedia.org›Njörðr]. Все же сам он с частью ванов, думается, не пошел на Копед-даг, а остался на прежних местах проживания своего племени. Наш анализ покажет, где обитали ваны до войны Рагнарёк.

Такую же двойственную линию поведения, как у Ньёрда, можно усмотреть в истории Нарады.
В целом индийская традиция оценивает Нараду положительно. Но в былое время (образно это описывается выражением «в первом рождении»), Нарада принадлежал к племени полубогов и полудемонов гандхарвов [ru.wikipedia.org›Гандхарвы]. Он даже был царем гандхарвов. В этом качестве он как-то провинился перед Вишну и был за это наказан. Впоследствии он раскаялся и стал ярым вишнуитом, удостоился звания частичной аватары этого бога. Напомним, что бог Вишну в качестве своих полных аватар имел богов Варуну и Кришну, которых мы в прошлом посте отождествили с Волком Фенриром.

В прошлом посте, отождествляя Фенрира и Кришну, мы упустили из виду один важный факт. В Бхагават-Гите, священной книге кришнаитов [ru.wikipedia.org›Бхагавад-гита] в главе 11 бог Кришна является герою Арджуне в своем подлинном виде. Арджуна описывает виденное так:
«11.23. Увидев Твою великую форму, о могучерукий, с многочисленными очами, многочисленными руками, бедрами, стопами и телами, с многочисленными ужасными клыками – миры трепещут, так же как и я.
11.24. Узрев Тебя, касающегося небес, сверкающего многими оттенками, с широко открытыми ртами, с огромными пламенеющими глазами, мое сердце трепещет в страхе, и я не нахожу стойкости и спокойствия, о Вишну.
11.25. Увидев Твои ужасные клыки и лики, подобные все уничтожающему огню смерти, я не узнаю четырех сторон света и не нахожу покоя. Будь милостив, о Бог богов, обитель вселенной.
11.26-27. Все сыны Дхритараштры вместе со множеством царей и Бхишмой, Дроной, Карной, а также наши главные воины ввергаются в Твои ужасающие зевы с устрашающими клыками. Я вижу, как некоторые повисли между зубов с размозженными головами».

Как можно видеть из этого текста [scriptures.ru›bh_gita.htm] Кришна клыкаст как Волк. Кстати, на английском языке клык называется «фенг» (fang). Так что имя «Фенрир» можно толковать еще и как «Клыкастый».

url="/uploads/images/default/vany.jpg"]

[/url]

Вернемся к обсуждению вопросов о Ньёрде, Нараде и ванах. Если Нарада, царь гандхарвов, это Ньёрд, то, следовательно, гандхарвами индийской мифологии были именно ваны.
Как следует истолковать этот этноним? Классическое толкование – «благоуханные». Похожим образом можно истолковать кельтский этноним «амброны» [ru.wikipedia.org›Амброны].

Однако нас это толкование не устраивает. В реальности, к которой мы постоянно стремимся, не могли первобытные охотники благоухать иначе, чем в ироническом смысле (то есть вонять).
Гандхарвы и были охотниками. Об этом говорит корень «ганд» в их имени. Он общего для всех индоевропейцев происхождения. В английском языке имеется слово hunter (охотник). В Индии до сих пор можно встретить диких лесных охотников гондов [ru.wikipedia.org›Гонды]. В языках славян слово «гон» является синоним слова «охота» (охотники = загонщики).

Наша теория подтверждается тем, что жены гандхарвов назывались «апсары». Это имя обычно толкуется как «многоводные» (то есть нимфы) [ru.wikipedia.org›Апсара]. Но у нас есть на этот счет еще и другое мнение. В слово «апсара» присутствует корень «пас» (пс), который связан в индийском языке с понятием «стадо». Мы полагаем, что танцовщины-апсары, подобно Шиве, завлекали в пропасти-ловушки стада диких животных [смотри нашу «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке»].

Наша этимология не противоречит традиционной. На дне всех этих пропастей и текли те ручьи и реки, с которыми были связаны нимфы-апсары. Поэтому у индоариев слова «наур» (водоём) и «наргав»(бык) связаны фонетически. Кстати, в германском языке тоже имеется связь слов Ach (ручей) и Ochse (бык).

Поскольку главным объектом загонной охоты являлись стада диких быков, со всем основанием можно предположить, что корень «харв» в этнониме «гандхарвы» это слегка искаженное karve – литовское слово, означающее «корова». Только в славяно-литовских языках можно отыскать фонетически сходный с «харв» термин для понятия «быки». И лишь на литовском языке, нами избранном как эталон древне-кельтских языков, фонетическое совпадение наиболее точное.

Итак, «гандхарвы» – «охотники на коров» (диких быков). При этом мы получили еще и первое веское доказательство того, что ваны могли быть кельтами.

Однако под этнонимом «кельты» следует понимать не только кельтов Галлии или Британских островов, а еще и славяно-литовские племена. Несколько тысяч лет назад все они, вне всякого сомнения, составляли единую этническую общность.

Эта общность была близка к индоариям, но уже имела существенные различия с германцами. Исхожу при этом только лишь из одного, но очень важного факта. Древнейшие боги кельтов (в том числе славян и литвы), а также индоиранцев все имели общее наименование типа «дева». У германцев боги явно назывались иначе - «гот» или «ас».

Так как все признают, что культ древнейших богов это культ предков, то предки германцев, как видно, уже давно называли себя иначе, чем прочие индоевропейцы.

Все же по правилам нашего анализа мы не можем основывать окончательные выводы только на каком-то одном факте, пусть на первый взгляд весомом. Возможны случайные совпадения. Доказательств должно быть несколько.

Для того, чтобы найти эти другие доказательства проанализируем вопрос о Ванахейме (стране ванов). Мы нашли один поздний Ванахейм в Хорасане. Но где был Ванахейм до Рагнарёка?

Кроме мифического народа полудемонов гандхарвов на территории Афганистана нам известно реальное государство Гандхара [ru.wikipedia.org›Гандхара]. Без сомнения, топоним «Гандхара» и этноним «гандхарвы» родственны. Гандхарвы, конечно, были предками гандхаров, хотя их языки, скорее всего, уже были разными.
Но хорошо известное из источников географическое положение Гандхары дает нам отличное представление о местоположении страны гандхарвов, то есть Ванахейма. Оно в целом почти совпадает с территорией Пуштунистана [ru.wikipedia.org›Пуштунистан], населенного народом пушту [ru.wikipedia.org›Пуштуны], они же афганцы.

Традиционная этимология этнонима «пушту» из иранских языков неудовлетворительна. Из этого мы сделали вывод, что слово «пушту» имеет доиранское происхождение.

Как ни странно, но можно сказать, что слово «пушту» лучше всего толкуется из русского языка и, что более понятно, из языка хинди. В русском языке существуют слова «пустыня» и «пасти». Оба слова хорошо согласуются с традиционным образом жизни пуштунов.

На хинди «паса» означает «стадо». По этой версии этноним «пуштуны» вполне соответствует древнеславянскому этнониму «стадичи», который известен из Списка «Баварского Географа» [ru.wikipedia.org›Баварский географ]. В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» мы локализовали стадичей на территории современной Венгрии. И там же имеется большая скотоводческая область Хартобадь Пушта, название которой мы обоснованно истолковали из славянских языков как «Пастбище гуртоводов».

А что можно найти по этому поводу в литовском словаре? Мы нашли там слово ganiava. И оно означает «пастбище». Как можно видеть, литовское ganiava оказывается вполне родственным имени мифологических гандхарвов. Кстати, в кельтских языках звук «g» часто переходит в «v». Сравните этнонимы «гэлы» и welsh (валлийцы). Поэтому ganiava может переходить в vaniava, а vaniava – в vani (ваны).

Вариант vaniava (стадо), возможно, нашел отражение в немецком языке в виде глагола wohnen (жить, быть). Точно так же в славянских языках связаны слова «быть» и «быдло» (скот).

Любопытное и, очевидно, не случайное совпадение. Гипотетическое кельто-литовское vaniava похоже на наш глагол «вонять». А мы ведь должны помнить, что индийцы толкуют этноним «гандхарвы» как «благоуханные».

Думаю, что когда ваны-гандхарвы в крови и навозе разделывали на дне ущелий сотни трупов животных, запашок стоял еще тот. Вот так в индийской мифологии и родился образ демонов-пишачи [ru.wikipedia.org›Пишачи], пожирающих трупы.

Зато, когда отмытое в водах горных ручьев мясо, попадало на вертела, запах, действительно, был божественным. Так бывает всегда, хорошее рядом с плохим - «пишачи» и «пища».
Опять же в немецком языке существует слово Wonne (наслаждение). Оно свидетельствует, что асы часто бывали соучастниками в пирах, организуемых ванами по случаю удачной охоты.

И кто знает, чем еще занимались после таких пиров сытые асы с прелестными апсарами. У всех древних народов практиковались свободные формы брака, но у славян-древлян (древних?) эта форма брака была зафиксирована в летописи «Повесть временных лет». В Индии такая форма брака называлась «гандхарви».

Теперь мы уже имеем достаточно доказательств того, что изначально ваны-гандхарвы были одним из племен кельто-славяно-литовской общности. Но по ходу нашего анализа нами будут открыты и другие доказательства того же факта.

Сейчас нас интересует, были ли гандхарвы-ваны только лишь горными охотниками на быков, или они имели отношение к морскому промыслу? Ответ будет: да, имели!

Большая часть ванов, по-видимому, обитала в низменных частях страны, где с началом таяния ледников образовались целые пресноводные моря (впоследствии высохшие). Недаром «фан» на индоиранских языках это «вода». «В языке пушту «ванд» означает «низменное место» – овраг, балка, долина.

В состав Пуштунистана (страны Гандхары) входила область Кандагар. Фонетически топоним явно связан с этнонимом «гандхары» (гандхарвы). А, между тем, в переводе с индоиранских языков он означает «берег моря» (индийское «гар» имеет два значения – «горы» и «берег»). Так что вариант произношения этнонима «гандхары» как «кандагары» будет означать нечто вроде «прибрежные» (жители). Разница в произношении, по нашему мнению, была вызвана разницей в образе жизни горных и морских ванов-гандхарвов.

В статье «Германская мифология и прошлое германцев на Среднем Востоке» мы уже упоминали о Кандагаре в связи с нашей гипотезой о возникновении после окончания периода последнего оледенения большого внутреннего моря Варуна. Варуна (Баранг) – так называется большая пустыня в юго-западном углу Афганистана. Варуна – имя индийского бога моря.

Кандагар находился, очевидно, возле того места, где в море Варуна впадала река Гильменд. Я подумал, что в названии реки запрятано первое упоминание о племени галлов или галиндов. Литовское слово galvijas (стадо) является синонимом литовского же keltuva. То есть этнонимы «галлы» и «кельты» передают древнейшее понятие «охотники на стада» (стадичи).

Одним из притоков Гильменда является река Аргандаб (из афганского - «река плодов»). Эта река в древности изливалась из огромного высокогорного озера Наур площадью более 1000 кв. км и глубиной более 200 м, расположенного на высоте 3300 м над уровнем моря. Этот весьма впечатляющий водоем (настоящее высокогорное море), по нашему мнению, мог быть хорошей резиденцией для морского бога Ньёрда. Во всяком случае, гидроним созвучен имени бога. Он созвучен также кельто-романскому слову navi (корабль). От navi происходит древнескандинавское «Ноатун» (Корабельный двор».

Однако по Науру вряд ли когда-либо плавали суда. Сразу после ледникового периода там было очень холодно. А в наше время Наур пересох. И мы полагаем, что реальный Ноатун Ньёрда мог располагаться на берегу моря Варуна, может быть, в Кандагаре. Напомним, что лексема «кан» во многих языках Европы и Азии означает «судно» и «тростник». И одно не противоречит другому, так как первые суда делали из тростника.

Изливающаяся из «божественного» озера Наур река Аргандаб могла считаться более важной, чем прозаичный Гильменд. Область Кандагара после похода Александра Македонского звалась Арахозия от авестийского «Харахвати» [ru.wikipedia.org›Арахозия]. Харахвати или Ардви Сура Анахита это божество «мировой реки» [pagandom.ru›yazychestvo/yazycheskie…xaraxvati.html], богиня плодородия, любви и красоты. Очевидно, именно река Аргандаб в авестийские времена была посвящена Харахвати и носила ее имя в качестве сакрального.

Иранская Харахвати является двойником индийской Сарасвати [ru.wikipedia.org›Сарасвати]. Сарасвати была богиней любви и красоты, а также различных искусств. О том, что Сарасвати была ванской богиней свидетельствует лексема «ванн», которая на языке урду (официальный язык Пакистана) означает «искусство, талант, ремесло». Видимо, ваны когда-то славились на северо-западе Индии как искусные в ремеслах и художествах.

У индийцев есть легенда, которая связывает имена Нарады-Ньёрда, Сарасвати и Варуны.
Как-то Варуна похитил у мудреца Утахьи жену. Этот утахья обратился за помощью к Нараде [В.Н. Топоров. Варуна. Мифологический словарь. «Сов. энциклопедия», 1991.]. Так как Варуна не послушался совета Нарады вернуть жену Утахье, мудрецы добились, чтобы священная река Сарасвати перестала питать его море Варуны, и оно высохло.

Космогонический характер мифа отражает факт прекращения истечения рек из озера Навур, которое должно было совпасть с усыханием Пуштунского моря Варуны.

Личности Ньорда и Нарады в мифологическом плане, таким образом, хорошо сочетаются.

Сарасвати в данном случае легко отождествляется с Аргандабом (Рекой плодов), поскольку в одном из вариантов толкования она «Цветущая». Если река Сарасвати изливалась из озера Навур, то у нее на самом деле были сестры, как об этом говорится в мифе о ней. Это две или три другие реки, которые тоже изливались из моря Навур.
В этом отношении Навур похож на водоём «Кипящий Котел», описанный в «Младшей Эдде» у Снорри Стурлусона [Видение Гульви. 4]. Из «Кипящего Котла» изливалось 10 рек.

Сараствати можно отождествить с ванской богиней Гулльвейг. Имя Гулльвейг в классическом варианте переводится как «Власть денег (золота)» [Гулльвейг. Мифологический словарь. «Сов. энциклопедия», 1991]. Но мы можем предложить иное толкование: «Власть красоты». «Гуль» в индоиранских языках – «красота, цветение».

В «Прорицании вельвы» (строфа 21) сказано:

Помнит войну она первую в мире:
Гульвейг погибла, пронзенная копьями,
Жгло ее пламя в чертоге Одина,
Трижды сожгли ее, трижды рожденную,
И все же она доселе живет.

Прекращение стока из Навура происходило на памяти людей несколько раз - «трижды убили». Наконец, сток прекратился навсегда. Тем не менее, Аргандаб остается живой рекой до сих пор – «и все же она доселе живет».

Из легенды о Гулльвейг и ее толкования можно сделать вывод о том, что германцы-асиры еще долго жили на Среднем Востоке и дождались начала высыхания всего региона и озера Навур, в частности. Очевидно, это высыхание было одной из причин, по которой некоторые племена, в том числе и германцы, начали покидать Средний Восток и уходить в Европу.

Видимо, ваны обитали не только в стране Гандхара (Пуштунистан), но и в Бактрии на севере Афганистана. Там тоже были моря-озера на реке Пяндж. Собственно, гидроним «Пяндж» и навел меня на такую мысль. «Пани» на индийском языке означает то же, что и «фан» (вода).
Есть и еще факты, которые наводят на ту же мысль. Среди народов Северного Афганистана в провинции Кундуз и восточнее ее, проживает афганское племя луди. Впервые я узнал о нем из своего словаря афганского языка. Позднее нашел дополнительную информацию в интернете:
«Путеводитель по Каттагану и Бадахшану» некоего афганского географа Бурхана-уд-Дин-хана-и-Кушкеки [vostlit.info›Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900-1920…].

Так вот этноним «луди» очень похож на слово «люди». По-литовски оно звучит как liaudis, а по-немецки Leite. Думаю немецкий вариант заимствован из славянских языков, но литовское слово близко к этнониму «литва». Так что луди могут быть потомками кельто-литовцев. В том же документе есть упоминания о других афганских племенах, которых можно отождествить: с потомками готов - гади, локмани - потомки Локи.

В Бактрии нет топонимов, связанных с именем Ньёрда. Зато здесь много топонимов, которые, быть может, являются памятью о его сыне Фрейре. Опять же в том документе указано название волости Ферхар-и-Верседж. «Верседж» напоминает славянское название сентября – вересень. Сентябрь (вересень) был месяцем плодов и, что еще более важно, месяцем свадеб, а Фрейр был и богом плодородия, и богом мужской потенции. Зачатые в сентябре дети рождались в начале лета, что повышало их шансы на выживание.

Окончание статьи смотрите на стр. 7 рубрики "Доисторическая история славян"

 (Голосов: 0)

Комментарии посетителей

 #1. eyizezuiw   (20.04.2018 - 05:07)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 #2. uqigadiduf   (20.04.2018 - 05:08)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 #3. iqesoromok   (20.04.2018 - 05:08)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 #4. ixicikuraw   (20.04.2018 - 05:59)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 #5. ojmiyuharua   (21.04.2018 - 04:50)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 #6. usicoguceazep   (21.04.2018 - 05:40)
doxycycline -cheapbuy.site.ankor <a href="http://onlinebuycytotec.site/"> onlinebuycytotec.site.ankor</a> http://tadalafilcialis-cheapestprice.site/
 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Кто такие ваны? (начало)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды
 Новое на сайте
 Хайтворы – хранители земли Моравской
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Архив сайта
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018