Главная  

Новая версия. Почему славяне суть нарцы

В «Повести временных лет» (ПВЛ) говорится, что Норик был прародиной славян, откуда они разошлись по разным уголкам Европы. Большинство славистов считают эту версию сомнительной. Германские ученые, а следом за ними и все слависты Запада считают, что славяне появились в Европе не ранее V века н.э. Они уверены, что славяне пришли в Центральную Европу в V-VI веках в качестве варваров-захватчиков, вытеснив оттуда культурных романизированных кельтов. И кажется, с этой версией готовы согласиться теперь многие также и в славянских странах и даже в России.
Но и российским патриотам версия о прародине славян в Норике, видимо, не нравится. Они предпочитают ей версию о том, что славянство зародилось между Вислой и Днепром или, может быть, между Одрой и Волгой – на своих, что называется, исконных землях. Появились также версии о славянской прародине в Паннонии (нынешней Венгрии) и даже в Гималаях. Но Норик в этом качестве так и не рассматривается. Прежде всего, Норик кажется им слишком малой территорией, чтобы быть прародиной многочисленной и разнообразной совокупности славянских племен. И не совсем понятно, что бы могло означать название-ойконим «Норик», если толковать его из славянских языков.
В принципе, я согласен, что Норик не был прародиной славян. Но то, что он сыграл в их истории чрезвычайно важную роль, постараюсь доказать, подтвердив правдивость Нестора, составителя ПВЛ. Эта статья является новым вариантом уже опубликованной мной ранее статьи с тем же названием, которую я переработал, убрав ошибки и углубив аргументацию.


Начать следует хотя бы с того, что славяне и сегодня живут в Австрии (так ныне называется бывший Норик). Заселены ими в настоящее время австрийские провинции Штирия и Каринтия. Каринтия получила свое имя от древней славянской Карантании (Каратании) или Хорутании. Да, славяне-хорутане в значительной степени германизировались. И все же многие города Австрии кроме общеизвестных немецких названий имеют еще и славянские. А некоторые и до сего дня носят явно славянские имена, например, Грац. По имени карантанцев называются многие важные географические объекты, например, Карнийские Альпы или хребет Караванке.
В Австрии не отрицают этого, хотя и не афишируют. Но всегда добавляют, что славяне пришли туда только в VI веке. Однако как объяснить, что в этих же примерно местах задолго до нашей эры проживал народ карны, чье имя практически идентично этнониму «карантанцы»? Эти карны занимали обширную территорию от берегов Адриатики до Дуная. Этноним «карны» из славянских языков толкуется как «корени» (родичи). На Дунае немного ниже Вены (Виндобоны) их имя носил крупный античный город Карнунт.
Другой древний топоним, «Виндобона» (ранее этот город тоже принадлежал Норику), тоже хорошо толкуется из славянских языков. «Винд» означает «винеделики» (венды, славяне). О стране Винделике Птолемей писал в 13 главе II книги своего «Руководства», которую я перевел и прокомментировал. «Бона» (баня) означает «переправа». Славянское «баня» происходит от литовского vonio (баня) и в древности, видимо, звучало как «боня». Vonio - древнее слово, от которого, вероятно, произошло и слово «ванна». В индоиранских языках (литовский язык имеет с ними наибольшее сходство среди других европейских) фонема типа «ван» относится одновременно к понятиям «вода» и «лес». Также и литовско-славянская фонема типа «бон» имеет не только одно значение (купание), но и относится к различным плавающим предметам. Так в русском языке есть слово «банка» в значении «лохань» (судно), а также слово «бон» (плавающее заграждение). В том же значении слово «бон» сохранилось и в чешском языке. Чаще всего боны в древности представляли цепь плотов, то есть плавучий лес. И это соответствует индоиранскому «ван» (бан) в значении «лес». Вероятно, что слово «бон» было унаследовано славянами непосредственно из языков древних скифов и сарматов. Плоты, несомненно, всегда использовались на переправах через реки, как в виде паромов, так и в виде мостов. На Дунае, кроме Виндобоны, было известно еще два крупных города-переправы с аналогичными названиями. Это Ратисбона, нынешний Регенсбург, название которого четко толкуется из славянских языков как «Ратная переправа», и Нараббона (Араббона), нынешний Дьер, – «Переправа на реке Раб».

Недавно я окончил перевод и комментирование 14 главы II книги «Руководства по географии» К. Птолемея, античного ученого II века н.э. Глава называлась «Норик». И вот что я в ней прочитал:
«Держатся у северной границы провинции [Норик], главным образом, сеоваки (Σεουακες) и алауны (Аλαυνοι)».
Этноним «сеоваки» определенно схож с этнонимом «словаки». В славянских языках звук «л» иногда заменяется на звук «о» (Белград = Београд) или на звук «й» (Пойана Руска = Русская Поляна). Так что и «сеоваки» могло звучать как «сйоваки» (сьоваки), а затем как «словаки». Да и трудно как-то иначе толковать этноним, если его носители во II веке н. э. обитают буквально на пороге Словакии.
Очевидно, это хорошо понимали и ученые Запада, в распоряжении которых практически до последних лет находились все греческие рукописи Птолемея. В переводах на западноевропейские языки этноним «сеоваки» передавали так, чтобы он как можно менее напоминал этноним «словаки», например, «севаки». И до сего дня сеоваков отождествляют с народом саеватов (Saevaten) или себатов, обитавшим в Южном Тироле, то есть на территории современной Италии [russland.today›wiki/Saevaten; https://it.wikipedia.org/wiki/Sebatum; Manfred Hainzmann. Der obere Donauraum 50 v. bis 50 n. Chr.: https://books.google.ru/books?isbn=3732901432]. Довольно не близко от северного Норика. Густав Дройзен, чьи карты Древнего мира считаются классическими, на своей карте Норика указал алаунов, но никак не отметил сеоваков, хотя, как можно видеть, они стояли в тексте Птолемея на первом месте. Такие умалчивания и искажения соответствовали главной концепции германской и вообще западной науки, согласно которой не могли славяне появиться в Западной Европе ранее VI века н. э. А это сообщение Птолемея явно указывает на наличие славян в центре Западной Европы во II веке н. э. и притом практически под своим нынешним именем, так как этноним «словаки» почти равнозначен этнониму «славяне».

url="/uploads/images/default/noric.jpg"]

[/url]

Славяне не были единственными обитателями Норика. Они не были и первыми его обитателями. Первыми в Европу из стран Среднего Востока после окончания последнего европейского оледенения пришли племена киммерийцев. Они расселились на большом свободном пространстве в всей Европе. Геродот сообщал об их злоключениях со скифами на берегах Черного моря. В эпоху Птолемея горный хребет Шумава в Чехии по их имени назывался Гамбрета (Гαμβρετα). Во Франции есть город и область Камбре, В Великобритании есть Камберленд и Северная Умбрия, в Италии – просто Умбрия. Родичами киммерийцев были лигурийцы, которые сами себя называли амбронами [Плутарх. Жизнеописание Мария]. Амбронами себя называли также союзники тевтонов в битве при Аквах Сестиевых. Киммерийцами были и кимвры, другие союзники тевтонов. В Дании есть область Хаммерланд, которую кимвры некоторое время занимали. В Испании от этнонима «киммерицы» образовалось слово «омбре» (человече). Наконец, валлийцы до сих пор называют сами себя «кимри». Большинство авторитетных европейских кельтологов считают киммерийцев кельтами.
Однако тут они, очевидно, ошибаются. Ни один из народов, которых принято сегодня называть кельтскими (валлийцы, ирландские и шотландские гэлы, бретонцы), сами себя кельтами раньше не называли. Называть так их предложил в XVII веке оксфордский профессор-лингвист Эдвар Ллуйд (валлиец по национальности). И из их языков этноним «кельты» даже и не толкуется адекватно.
Настоящими кельтами были народы, родственные литовцам и латышам. Только в литовском языке имеются адекватные этимологии этнонима «кельты»: kiltis (племя), skeltis или keltis (топор). Есть основания и название страны Lietuva (Литва) свести к этнониму «кельты»: «Лиетува» - «Хльтува» - «Кльтува».
И кельты-кимри (называю их кельтами, лишь отдавая дань традиции), и кельты-литва, без сомнения, предшествовали славянам в Норике. Там имеются явно литовские топонимы, например, название реки Литавы. Можно искать этимологии названия этой страны из их языков. Славяне с уважением относились к древним топонимам и часто оставляли их без изменений. Однако найти убедительных этимологий из валлийского, ирландского и бретонского словарей (достаточно бедных) мне не удалось. В литовском языке есть как будто подходящее слово noras (воля, охота). В самые древние времена Норик мог быть хорошим местом для свободной охоты. Норики-литва могли быть охотниками. Но позже Норик стал царством, в котором преобладало земледелие и горная промышленность. На древнейшую этимологию, скорее всего, наложилась другая.

А как истолковать ойконим «Норик» из славянских языков? Толкований может быть несколько. Кстати, уверен в возможности множественности истинных этимологий, которые могут быть между собой увязаны логически и лексически. Начнем с самого простого, потом перейдем к более сложному.
Простое выглядит так. Название страны Норик идет от названия ее столицы Нореи [ru.wikipedia.org›Норик]. Город Норея славился своими рудами, которые добывали из шахт. По-славянски шахты назывались норами.

«Норики» было вторым именем племени таврисков (Taursci), которые долгое время владели Нориком. У меня есть обоснованное предположение, что этноним Taursci следует читать как «тавричи». В польском алфавите буквосочетание “sc” читается именно как «ч». То же было и в чешском алфавите до реформы Яна Гуса. В латыни, где буквы для звука «ч» нет, диграф “sc” тоже мог применяться для отображения звука «ч». Тавричи, думаю, были славянизированными потомками крымских тавров, которые по моей гипотезе были изначально литовским племенем. Освоив с помощью малоазиатских венетов, колонизировавших Тавриду, морское дело, они переправились к устью Дуная и поднялись по нему до земель будущего Норика. Морские, а затем речные тавричи могли называть себя «норики», то есть «ныряющие» (моряки, речники, водники). Завоевав страну, за триста лет до нашей эры они стали называть ее в честь своего второго племенного имени.
Можно истолковать из славянских языков имена таврических царей Норика. Первым из них был Эккео (около 200 г. до н. э.). Его имя могло происходить от южнославянского «екава», то есть человек говорящий просто «е» вместо древнеславянского *ě. «Екава» могло также происходить от старинного глагола «екотать» (орать). Для царя отдавать приказы громким голосом было бы вполне естественно.
Имя Боро (второго царя Норика) легко толкуется от славянского «бороть». Имя Тинео (следующий царь) или Тиньё происходит от славянского «тин» (тын, стена, город). Имя Атта происходит от славянского «атя» (отец). Имя Андамати происходит от «анда» (венды) и «матица» (опора), то есть Андамати – «Опора вендов». Имя Экритусир (Толстоногий) от общеславянского «икра» (ноги) и сербского «туст» (толстый). Имя Воккио пошло от сербскохорватского «вук» (волк).

Справедливости ради стоит рассмотреть еще одну возможную этимологию ойконима «Норик» - иранскую. Самая большая река Норика – Дунай – имеет иранское имя от слова «дон» (вода, река). Это доказывает нам мощь потока иранских переселенцев в Западную Европу. В Англии целый ряд рек также носит название Дон. Согласно «Книге захватов Ирландии» первым королем этой страны был скиф, а от этнонима «скифы» также, якобы, произошло название племени скотов (шотландцев). Скифами, возможно, были предки албанцев, чье самоназвание «шкиптар». Есть подозрение на индоиранское происхождение целого ряда балканских племен, например, дарданцев. Дарданцы могли оказаться сородичами дардов, народов живущих в Кашмире. С другой стороны дарданцы, очевидно дошли до южной Галлии, где течет река Дордонь. В Норике тоже жили иранцы. Это племя алаунов, о которых писал Птолемей.
Алауны, по моему мнению, это аланы (осетины). Центром их расселения был нынешний Зальцбург. Как это почти неизбежно случается в западной историографии, алаунов считают кельтами (западными кельтами – кимри). Но истолковать этноним, а также название города Ювавум (ныне Зальцбург) с точки зрения языков западных кельтов не смогли. Соглашусь, что название города и из осетинского языка истолковать нельзя. Но в этом регионе есть другие топонимы, которые из языка осетин толкуются. Так чуть севернее Зальцбурга в реку Зальцах (Соляной ручей) впадает река Зур [de.wikipedia.org›Sur (Fluss)]. Название реки из германских языков не толкуется. Но его можно истолковать от осетинского «суар» (соляной источник). То, что в долине этой реки и в самом деле били (может быть, и бьют до сих пор) соляные источники, подтверждает топоним Зальдорф-Зурхайм (Соляная деревня – дома на реке Зур). Начало реки Зур находится близ горы Кох. Но на осетинском языке «кох» и означает «гора». В верховьях Зальцаха есть еще пара подобных топонимов – «Кухль» и «Кухльбах». Немного южнее Зальцбурга на берегу Зальцаха есть селение Циглау (Zieglau), название которого из немецкого толкуется как «Козье». Из осетинского языка название толкуется несколько адекватнее – «Соль даром» от «цæхх» (соль) и лæвар (дар, даром). Думаю, в данном случае имело место наложение немецкой этимологии на осетинскую. Самая значительная накладка этимологий могла иметь место с названием самого Зальцаха. Как уже отмечено, есть осетинское слово «цæхх» (соль), и есть осетинское «суа» (источник). Оба этим слова вместе звучат как «Суацахх», что довольно созвучно немецкому «Зальцах».
Однако ко времени Птолемея алауны были, видимо, уже в значительной степени славянизированы. Об этом можно судить, исходя из римских названий и самого Зальцбурга и реки Зальцах. Они носили названия Iuvavum (Juvavum) и Ivarus [de.wikipedia.org›Iuvavum]. Это Iuvavum нельзя истолковать иначе, чем «Ивовый». Два названия реки Зальцах – «Ивавус» и «Иварус» также можно толковать от «ива» с прибавлением во втором случае древнего славянского слова «вар» (вода). В немецкой Википедии [de.wikipedia.org›Salzach] утверждается, что Iuvavo было именем кельтского (западно-кельтского) речного божества. Вот только не объясняется, что могло означать это имя из языков «кельтов» - кимри или гэлов. А так вполне естественно, что водяной носил имя своей реки, которая называлась «Ивовая».
Еще одним римским названием Зальцаха было «Исонта» (Isonta). Некогда сходное название носила река Соча (Изонцо) на границе современных Италии и Словении. Сочу-Изонцо римляне называли Sontius. В основе названия обеих рек, вероятнее всего, лежали словенские слова «сони» (соляной) и «сочица» (соль и сольца). Вместе они дают топоним «Сонч». Такое название носит польский город, расположенный в районе залежей каменной соли. Как можно видеть, латинское «Сонтиус» достаточным образом созвучно славянскому «Сонч». А топоним «Исонта» на славянских языках звучал как Изсонча (из соли, соленая).
С точки зрения иранских языков этноним «норики» можно истолковать от иранского «нар» (бык). Дикий бык был тотемным животным многих народов. Быками, то есть богатырями, видимо, именовали себя нарты, герои осетинского Нартского эпоса [ru.wikipedia.org›Нартский эпос]. Есть вероятность, что данный эпос мог зародиться на территории Норика.

Возможна также еще одна этимология названия страны «Норик», связанная с именами богов, почитаемых на его территории. Римляне называли верховного бога этой страны Марс Латобий [ru.wikipedia.org›Норик]. Его титул был «царь туата». Обратим внимание, что слово «туат» фактически равнозначно литовскому tauta (народ), а эпитет бога – «Латобий» - очень похож на этноним «литва». Кстати, в Норике (и в других сопредельных ему странах) обитало племя латовиков, по-видимому, тоже литовское. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Марс Латобий был богом кельтов-литвы еще до прихода славян, оставшись верховным богом и после этого.
В литовском языке есть слова lietus (дождь) и latakas (ручей, лужа), и эти слова вполне могли лежать в основе эпитета «Латобий». Очевидно, Латобий, был богом воды, дождя, а также подобно первоначальному римскому Марсу [ru.wikipedia.org›Марс (мифология)] был богом плодородия. Как богу воды ему могла быть посвящена река Мурус (Мур). Название реки созвучно имени бога Марса. Но известно второе, видимо, более ранее название Муруса – Ноарус. В индоевропейских языках звуки «м» и «н» часто заменяют друг друга в словах. Но это наводит на мысль, что настоящее имя Латобия был не римское Марс, а местное Нарс или Нарт. В литовском языке есть слово nardyti (нырять), и наличие этого слова подтверждает нашу версию о водном (ныряющем) боге Нарте (Нарде) Латобии.
Имя жены Латобия богини Норейи тоже могло быть связано с процессом ныряния в воду, хотя оно созвучно с названием древней столицы Норика. А мы вывели название города Норея от славянского «нора» (шахта). Но жена ныряющего в воду бога тоже не должна быть чужда воде. Тем более, что в литовском языке есть слово nerove (русалка, водяная дева). На латышском языке «русалка» - nara.
Итак, Норик мог получить имя в честь своих божественных покровителей? Честно говоря, не могу привести примера подобной этимологии. Скорее, все было наоборот.

Думаю, что самая простая обобщающая этимология названия «Норик» могла быть связана с исчезнувшим древним славяно-литовским синонимом слова «вода» - «нер». От этого слова произошел ряд названий рек в славянских и литовских землях. Это литовский Нерис, славянские озеро Неро, реки Нерусса, Нарев, Нуржец, две реки Нар, Неретва.
Любопытное обстоятельство: исчезнув из славянских языков слово «нер» появилось в новогреческом языке. После вторжения славян с Грецию в начале Средних веков в греческом языке появился новый синоним слова «вода» - νερό (неро). В древнегреческих словарях такого слова нет.
Возникает вопрос: каким же образом и куда слово «нер» исчезло? Скажу сразу: оно превратилось в другое древнеславянское слово – синоним понятия «вода». Это слово «вар» (вода). Оно есть в словаре Фасмера, имеется во всех славянских языках и еще к тому же в древнеиндийском.
От «вар» образованы два старорусских глагола – «верати» и «вергати», имеющие значение «погружать», то есть опять же «нырять». Существуют еще два синонима «нерето» и «верето» (верша). И то и другое рыболовная снасть, устанавливаемая под водой. В сербском языке есть слова «нор» (нырять) и «вир» (омут, источник). Примерно такие же слова есть в чешском и в польском языках. Кроме того в польском языке есть слово nurt (течение). В литовском языке есть много слов, имеющих значение «нырять»: nerti, nirti, narditi, niurktelėti. Но имеется и глагол įversti (ввергать). Кроме того в литовском есть слова versmė (источник) и verpetas (омут, водоворот). Это доказывает, что кроме формы «вар» была возможна и форма «вер», которая отличается от «нер» лишь первым звуком.
Эта замена звука «н» на звук «в» объясняется особенностями произношения «в» в древних литовском и славянских языках. Тогда звук «в», видимо, произносили как латинское th или греческое «фита». Подобный звук «в», произносимый с помощью прикосновения языка к верхним зубам, звучит несколько неопределенно. В разных случаях слышится то «в», то «ф», то «д», то «з», то «зн», то «н». А в украинском языке «нырять» звучит даже как пірнати, где звук «н» перешел в «ф», а потом «ф» в «п».
Итак, мы доказали, что слово «нер» когда-то присутствовало в литовском и славянских языках, а затем по лексическим причинам превратилось в «вер» и «вар». Теперь посмотрим, как «нер» могло бы повлиять на образование ойконима «Норик».
Кроме перехода «н» в «в» существует еще хорошо известный переход звука «н» в «м». Так украинцы вместо «Николай» говорят «Микола», а венгры то же имя произносят как «Миклош». В литовском языке narditi переходит в murdyti, а еще один синоним понятия «нырять» niurktelėti переходит в murktelėti. Здесь мы видим, как меняются в начале слов не только согласные звуки, но и идущие за ними гласные. Возможны разные варианты. У славян в одном случае корень «нер» перешел в «мор» (море). Но в другом случае возможны и другие переходы. Так, видимо, и произошло изменение начального названия реки Ноарус на Мурус (Мур). Это «Мурус» родственно теперь названиям рек Муреш и Морава (есть две реки с таким именем). Но от прежнего «Ноарус» могло возникнуть название «Норик».

Почему же топоним «Норик» мог произойти от слова, имеющего значение «вода»? Разве Норик более обилен влагой, чем области, лежащие рядом с ним?
Дело, полагаю, в том, что в состав Норика изначально входила область нынешнего Нейзидлерского озера, позже переданная римлянами в состав провинции Паннония. Этот северо-западный угол нынешней Венгрии в самом деле чрезвычайно насыщен водой – озерами, реками и болотами.
Римляне называли его Pelso или Peiso [dic.academic.ru›dic.nsf/brokgauz…Нейзидлерское]. Считается, что Pelso на испорченной латыни как раз означает «болото» от латинского palus (болото). Озеро действительно походит на болото. Его южное продолжение (венгерское название Ганшаг), безусловно, является болотом. Венгерское название Нейзидлерского озера - Fertő тоже означает «болото». И словенское название озера Nežidersko имеет то же значение. В словаре Даля есть слово «нежид» (нечто дурное и полужидкое, гной и сукровица), имеет почти то же значение, что и венгерское fertő.
Тем не менее, Нейзидлерское озеро весьма красиво. Оно имеет удивительную гидрологию, временами почти исчезая и появляясь вновь. Его чудесные свойства непременно должны были привлечь внимание языческих жрецов. Предполагаю, что озеро могло быть посвящено Марсу (Нарсу) Латобию. У юго-восточного берега озера есть лес Мартентау, название которого может толковаться из испорченной латыни как «бога Марса» (лес, принадлежащий Марсу). Возможно также, что с именем Марса прежде были связаны топонимы близ западного побережья озера: «Санкт-Маргаретен» и «Санкт-Маргаретен-Берг». Известно, что христианские миссионеры часто строили свои церкви на местах древних святилищ. С именем Марса могло быть связано также название селения Mörbisch-am-See. Возможно, искаженное «Марс-Бисс» (Марсов Выкус) от немецкого Biß (укус, выкус), то есть «Марсова Бухта». Неподалеку от озера протекает река Литава, от названия которой, может быть (еще одна версия), произошло второе имя этого бога – Латобий (Латовий).
Латынь и литовский язык имеют довольно много почти одинаковых слов. Римский топоним Pelso мог происходить от литовского pelke (болото). На латышском языке pelke звучит как purvs, и я предполагаю, что одним из вариантов произношения слова pelke могло быть perke. В свою очередь perke, видимо, было связано с именем летто-литовского бога Перкунаса-Перконса [ru.wikipedia.org›Перкунас]. Происхождение имени этого бога точно неизвестно, но функции его во многом такие же как у римского Марса (бог плодородия и войны), а также Нарса Латобия. Имя «Перкунас» (громовник?) могло быть просто эпитетом Латобия. И это является еще одним доводом за то, что озеро Пелсо (Пелке, Перке) было посвящено ему.
Дополнение: «Фертё», венгерское название Нейзидлерского озера, как я полагаю, могло быть унаследовано непосредственно от славян. Завоевывая Средне-Дунайскую низменность в Х веке, венгры включали в состав своего народа многочисленные племена славян, преимущественно хорватов. Славян среди венгров было так много, что германский хронист XII века Гельмольд из Босау готов был и венгров причислить к ним, поскольку, по его словам, они не отличались от славян ни внешним видом, ни языком. Венгерский язык усвоил много слов из славянских наречий. И «фертё», думается, одно из них. Мы разбирали выше, как древнеславянское слово «нер» перешло в «вер» и «вар» (вода). А среди вариантов древнего произношения неопределенного «в» (th) был и звук «ф». Так венгерское «фертё» (болото, сырое гнилое место) реконструируется сначала как славянское «веред» (нечто гнилое и влажное, гнойник, нарыв), а потом как «нерте» (просто влажное место). Тождество слов «фертё» и «нерте», относящееся к названию озера, еще раз доказывает принадлежность этого озера Нарсу или Нарту Латобию.

url="/uploads/images/default/noric2.jpg"]

[/url]

И еще одно интересное дополнение. Если истинным именем Латобия было Нарт, то его можно сопоставить со скандинавским богом Ньердом, а его жену с германской богиней Нертой, описанной у Тацита. Жилищем Ньёрда считался дворец Ноатун [ru.wikipedia.org›Ньёрд]. «Ноатун» традиционно толкуется как «Корабельный двор», но может также толковаться и как «Новое поселение». Именно так толкуется из немецкого языка и топоним «Нойзидль». Очевидно, германцы-язычники, впервые пришедшие на земли Норика из Скандинавии, узнав имя бога, которому было посвящено озеро, логично отождествили его со своим Ньёрдом и назвали его жилище так же, как оно называлось в их легендах. Со временем уже новые германские поселенцы-христиане переименовали Ноатун в Нойзидль.

Итак, мы установили, что славяне жили в Норике еще во времена Птолемея (II век нашей эры). Установили также все этимологии ойконима «Норик». Нам предстоит еще установить, почему летописец Нестор писал в своей «Повести временных лет», что «славяне суть нарцы».
До этого момента мы установили, что в Норике обитали карны-хорутане, тавричи-норики, венды-винделики, славянизированные алауны-аланы (сохранявшие свое иранское племенное имя). У Птолемея перечисляются еще амбизонты (живущие на реке Зонте), амбидравы (живущие на реке Драва) и амбилики. И это все. Могло ли все разнообразие славянских племен произойти от столь малого корня? Разумеется, нет.
Однако прежде чем говорить конкретно о Норике и его роли в расселении славян, думаю, стоит высказать мое мнение о происхождении и расселении славян в общем. Я высказывал его во многих своих прежних статьях и в предисловиях к переводам глав «Руководства» Птолемея. Считаю полезным высказаться и на этот раз на случай, если эта статья окажется единственной которую прочтут слишком занятые читатели.

С началом последнего максимума европейского оледенения [ru.wikipedia.org›Максимум последнего оледенения], что случилось 26,5—19 тыс. лет назад, народы Европы, спасаясь от него, двинулись на восток. Но 15-16 тыс. лет назад ледники пришли и в Западную Сибирь [ru.wikipedia.org›Последняя ледниковая эпоха]. И европейские народы были вынуждены уходить на юг – в Среднюю Азию и на Средний Восток.
Индоевропейские народы разместились, в основном, на территориях Ирана, Афганистана и Пакистана, где индоиранские народы живут и до сих пор. В «Авесте», священной книге древнего Ирана, об этом периоде сказано, что боги создали Эран Веж (южное убежище), чтобы спасти человечество от наступающего холода и голода. Несомненно, в Эран Веж спасались не только индоиранцы, но и предки других индоевропейских народов, в том числе и протославяне.
В тот период протославяне, протолитва и киммерийцы составляли единую народность, говорящую на одном языке, близком к индоиранским языкам. Но со временем началось разделение этой общности. Думается, рост населения привел к вооруженным столкновениям из-за мест охоты. Победу одержала та часть народности, в которой были протославяне и протолитва. О враждебных отношениях литвы и киммерийцев говорит тот факт, что в литовском языке черт называется «чемер».
Киммерийцы покинули Эран Веж первыми, и как только около 9-10 тыс. лет назад льды отступили из Европы, отправились туда. Они зашли в Европе на запад дальше других индоевропейских народов, дошли до Галлии и Британских островов, потеснив пришедших туда раньше них иберов. Иберы пережидали ледниковую эпоху в Испании и Италии. Кстати, считаю, что название Европа на самом деле происходит от этнонима «иберы» - Иберопа (страна иберов).
Справившись с иберами, киммерийцы заселили почти всю свободную ото льда Европу. Киммерийцы жили, в том числе и в северном Причерноморье. Но по информации Геродота они бежали оттуда примерно за 800 лет до нашей эры в связи с приближением из Азии иранцев-скифов. Очевидно, некогда они насолили и им, и память об этом была жива.
Высыхание Среднего Востока заставило двинуться вслед за киммерийцами также протославян и протолитву. Впрочем, в Эран Веж они составляли еще единое племя, говорившее на одном языке, близком литовскому и санскриту (священному языку Индии). Разделение племени могло произойти из-за споров по поводу дороги, какой следовало бы возвращаться в Европу.
Предки литвы двинулись по северному маршруту (севернее Каспия и Черного моря). Это был относительно безопасный путь по безлюдным тогда еще просторам, где можно было легко добывать пропитание охотой и рыболовством. Не имея контактов с инородцами, литовцы сохранили в относительной чистоте свой прежний язык (похожий на санскрит). Позже они тоже заселили почти всю Европу под именем кельтов, потеснив своих прежних родичей кимри. Со временем из северных областей Европы их несколько потеснили германцы.

Протославяне двинулись в Европу путем южнее Каспия. Это были уже довольно густозаселенные земли. В них было труднее добывать пропитание охотой. Протославяне несли потери от голода, а также вооруженных столкновений с аборигенами. Видимо, эти потери заставили протославян надолго задержаться в Малой Азии. Зато контактируя с более развитыми народами Ближнего Востока и Малой Азии, протославяне сами стали носителями более высокой культуры, нежели литва-кельты. В частности они овладели многими секретами металлургии бронзы и железа, стали лучшими для того времени моряками.
Заметно, за счет инородных включений, изменился и язык протославян. Кстати, кое-какие слова из языка протославян вошли и в языки народов Востока. И это является весомым доказательством верности теории о том, что они там побывали. Так в еврейском и в ряде других семитических языков появилось слово «ниса» (князь). Есть мнение (с которым я ранее не был согласен), что вавилонское слово «мушкену» это славянское «мужчина». Однако наиболее важным включением из древнего славяно-литовского языка в языки Древнего Востока является имя богини Иштар [ru.wikipedia.org›Иштар]. Иштар была богиней плодородия, но ее имя от этой ее функции из семитических языков не объясняется. Зато в литовском языке имеется слово ištarpti (цвести, расти). Из славянских языков это имя тоже объясняется: «Иштарот» (один из вариантов имени) = «Иж тарит (дарит)» (Дарующая пищу). В древнем славянском наполовину иероглифическом алфавите глаголице есть знак «ижица», представляющий собой фигурку женщины с большой грудью (вероятно, полной молока). Это и был изначально иероглиф «Иштар».
Имя Иштар можно найти в топонимах Кашмира и северного Пакистана, где до сих пор живет народ вершиков (буришков). Из славяно-литовского языка «вершики» толкуется как «горцы». Так же, но из германских языков, толкуется этноним «буришки». В долине между горами Тирич-Мир и Бунизом, где сливаются реки Мастудж и Вашич, известен источник Истервано и хребет Истерванодхар. Топонимы толкуются следующим образом. Из германских языков «Тирич» = Ясень Тира (верховного бога германцев до возвышения Одина). Это и есть мифический Иггдрасиль (Древо Игга-Одина). На Иггдрасиле находилась Вальгалла (Дом погибших, ледовое кладбище германских героев). «Вашич» = «Омывающая Ясень». Из индийских языков «Мир» = гора Меру. Согласно индийской мифологии гора Меру стоит в центре мира, подобно великому Ясеню германцев. «Бунизом» = «Могила ванов» (тоже ледовая). По германской мифологии это Сессрумнир Фолькванг. Это Дом погибших героев-ванов, которым ведает богиня Фрейя (Диса ванов, дочь Ньерда), делит погибших героев с Одином. По моей версии (читайте мою книгу «Рагнарек») меж Тирич-Миром и Бунизомом находилась равнина Вигрид, где асы и ваны сходились для ритуальных битв, после чего павших хоронили на соответствующих ледовых кладбищах. Рядом с Вигридом и Бунизомом вытекает источник богини Истервано (Иштар ванов). Это и дает мне основания отождествить Фрейю и Иштар. В дальнейшем великая Иштар ванов превратилась у славян, думаю, в мифический персонаж «Кострубонька» (присутствуют корни «стр» и «бон»). Кострубонька (Астра баньска?), как и Истер ванов, была олицетворением плодородия [ru.wikipedia.org›Кострубонька].

В Малой Азии протославяне носили имена карийцев, капов (каппадоков) и венетов (энетов). Карийцы жили на юго-западном побережье полуострова, капы и венеты на северном, но между ними были довольно тесные связи. Так у карийского города Милет на севере был двойник (тоже Милет). Самым древним названием карийского Милета было «Милаванда», что указывает на присутствие в Карии тех же венетов.
Самоназванием карийцев (карийцами их называли греки), полагаю, было «карны». Это следует из названия основанного греками на земле карийцев города Галикарнаса (Ἁλικαρνασός). В переводе с древнегреческого оно означает «Рыбная ловля карнов). Карийцы поклонялись Ладе и ее детям Опаленю-Полелю (Аполлону) и Рдемис-Лели (Артемиде). Об этом я писал подробнее в статье «Карантанцы-хорутане, карны и карийцы».

Обращают на себя внимание названия островов близ берегов Карии, населенных карийцами. Крупнейшие из них Родос и Карпатос. Из славянских языков топоним «Родос» толкуется от слов «род» и «родичи». Другой топоним - «Карпатос» - толкуется примерно так же, но из греческого языка. Древнегреческое καρπο (плоды) можно истолковать как «потомки». Полагаю, что в протославянском карийском языке были сходные слова типа «крупа» (семя) и «крап» (кровь), которые тоже можно истолковать, как «потомки». Толковать название острова иначе (например, как «Плодородный») невозможно, так как Карпатос - гористый бесплодный остров. И вот подтверждение этой гипотезы. Древний город Карпатос, ныне главная гавань на острове, имеет второе название «Пигадия». На греческом оно имеет не совсем приличное значение «зад». Но словопонятие «зад» тоже может иметь значение «потомки», то есть те, кто идут позади, потом.
Почему именно Карпатос был островом потомков?
Воинственные карийцы были известными в Восточном Средиземноморье «властителями моря» (пиратами). Основные их пиратские базы находились, по-видимому, как раз на гористом острове Карпатос. Этот остров лежал на весьма оживленном в древности пути из богатой Финикии на Минойский Крит. Высшая точка острова (1215 м над уровнем моря) позволяла за много миль видеть проходящие торговые суда. Греческие топонимы острова также указывают на преимущественные занятия островитян. Название деревни Скопи, очевидно, происходит от глагола σκοπάω (подстерегать). Другая деревня рядом с ней называется Менетес от μενετος (стерегущий, подстерегающий). Оба пункта расположены на высоких холмах, у юго-западного берега острова возле города Карпатос. А от топонима «Карпатос», думаю, происходит слово καρπόω (грабить). И вот еще одна версия происхождения топонима «Пигадия». На местном греческом диалекте как «пигадия» могло звучать слово παιδεία (воспитание, обучение). Карийцы, должно быть, отправляли на Карпатос своих отпрысков для обучения морскому (пиратскому) делу, подобно тому, как афиняне отправляли обучаться военному делу в гарнизоны на границе Аттики своих юношей-эфебов.
Но мог быть и еще один вариант. Так слово «пират» на местном диалекте могло звучать как «пигат». То есть «Пигадия» = «Пиратия». Слово «пират» греческого происхождения, изначально звучало довольно позитивно πειράω (попытаться). Лишь затем появилось πειρῴατο со значением «попытаться захватить». В более поздние времена, когда пиратов настигала карающая рука римского закона, в том числе и на берегу Пигадии, у слова παιδεία могло появиться дополнительное значение – «наказание».

Карны-карийцы со временем перебрались на берега Адриатики. Там они тоже прославились как морские разбойники. Их длинные корабли римлянам были известны под именем corina. Их кили делались из одного высокого дерева, выкопанного с корнем (киль тоже назывался «корина»). Кстати, суда с названием «корень» ходили по Волге еще в XIX веке. А еще боевые корабли карнов римляне называли «либурнами» - славянское слово «хлябурни» от слова «хлябь». От этого «хлябь» (море) на берегу Адриатики, как можно уверенно предположить, возникла название области Хлябурния (Поморье, Морея), известная как Либурния.
На Адриатике карны стали называться карантанцами, а затем хорутанами. Рядом с хорутанами со временем обнаруживаются хорваты. Трудно сказать, был ли остров Карпатос прародиной хорватов (другие их имена предположительно «карпаты» и «карпы»). Но хорваты тоже были известны как пираты от Средневековья и до середины XIX века. Хорватские пираты называли себя «ускоки». И это название явно было родственно имени новгородских ушкуйников. Термин «ускоки», видимо, состоит в родстве с греческим σκοπάω (смотри выше), и его значение «искать» (уськать).
Полагаю, что от длинных хорватских ладей пошло название парусника «корвет» (хорват) во французском флоте. Оттуда же с Адриатики, по-видимому, пошли также названия «бригантина» и «бриг». В морском языке хорватов есть слово «брик» (бриг). Есть хорватский глагол «бркнути» (зацепить, захватить) - наверно барку. Слова явно родственны итальянскому «барка». Имеется и более древнее латинское слово «барика» (тяжелое торговое судно). Оно восходит к греческому βᾶρις (египетское судно, лодка). Медлительная барка, конечно, не стала родоначальницей стремительного хорватского брика. (В греческом языке есть слово καρπάλιμος – стремительный). Барисы и барки были жертвами бриков, которые получили от них название подобно тому, как тетеревятник (ястреб) получил свое название по имени своей добычи.
Что же касается итальянского морского термина «бригант» (бригантина), то оно означает просто «бриг антов (венетов)». Кстати, еще один из четырех древних городов острова Карпатос (в северной его части) назывался Βρυκούντος (Брикойнтос – Брики антов?).

Но наибольшее распространение в Европе получили венеты (венеды, энеты, анты). Германцы и до недавнего времени называли славян вендами, а финны и эстонцы называли их «вене». Их область в Малой Азии греки называли Пафлагония. Толкую это название как «Повлагонье» (Поморье). Кстати, позже греки стали звать Пафлагонию Понтом, что является греческой калькой славянского «Поморье».
Тит Ливий, уделив венетам почетные первые строки своей «Истории Рима», писал, что они перебрались на Адриатику из Малой Азии после окончания Троянской войны, то есть примерно за 1700-1200 лет до нашей эры (точной датировки этой легендарной войны нет). Во главе венетов, по Титу Ливию, стоял друг троянского царя Приама Антенор. Обращает на себя внимание имя этого старейшины Трои, в котором сочетаются корни «ант» (намек на венетов) и «нор» (намек на нориков).
Этническая принадлежность троянцев до сих пор реально не известна. Есть сторонники их протославянского происхождения, но большинство историков-профи считают язык троянцев хето-лувийским. В доказательство они толкуют имя Приам «достоверно» из этого все еще слабоизученного языка как «первый» или не менее «достоверно» от лувийского Pariya-muwa (исключительно смелый). Но с тем же успехом «Приам» можно истолковать и из славянских языков от слова «прием» (принимающий), то есть Приам как царь принимал подношения и дани. Кстати, второе имя Приама было Подарк (Подарок?). Из греческого языка Ποδάρκης толкуется как «быстроногий». Однако большинство ученых считают, что язык троянцев не был греческим. Негреческими считаются также имена Анхиз и Эней, и их тоже можно при желании истолковать из славянских языков. Анхиз - «онохса» (человек с большим носом или с тонким нюхом). Эней – «иней» (за светлые волосы). Но я принципиально не стану этого делать, так как считаю Трою многонациональным центром, в котором могли быть самые разные по происхождению имена. Анхиз был царем Дардана, а я считаю дарданцев иранцами. Поэтому его имя может происходить, например, от имени иранской богини Анахиты (Покровительствуемый Анахитой).
Если вернуться к истории малоазиатских венетов, то согласно Титу Ливию они назвали свой первый город в Италии Троей. Исследовав этот вопрос (смотрите статью «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии»), я пришел к выводу, что это был город Местре. Его название из славянских языков хорошо толкуется как «Мисто (город) Троя». И еще Местре ныне пригород Венеции-Веленце на Адриатике, а вблизи Винеты-Волина (город славян в устье Одры) есть местечко Мисдрой. Народы, переселяясь на новые земли, обычно переносят туда и свои традиционные топонимы. А тут сразу четыре перенесенных топонима.
В дальнейших доказательствах славянскости адриатических венетов, думаю, не нужды. Словенские ученые Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич на основе диалектов своего языка доказали славяноязычность адриатических венетов, и я им верю.
Из Италии венеты проникли в области к северу от Альп, где заселили область, называвшуюся Винделикой. Это нынешняя Бавария. Винделике была посвящена 13 глава II книги «Руководства» Птолемея, которую я перевел с древнегреческого и прокомментировал. Далее венеты достигли берегов Балтики, а затем завели свои колонии в Бретани и на Британских островах. Они строили непревзойденные для того времени морские парусники, которыми восхищался Юлий Цезарь. Но он же уничтожил морское могущество венетов, разбив их парусный флот при неожиданном безветрии своими гребными кораблями.
Полагаю, что венеты после того поражения вернулись на Балтику и основали там город Винету, который долгое время был крупнейшим торговым портом на этом море. Об этом подробнее в статьях «Море венетов» и «Венеты Арморики (Бретани)». Птолемей называл балтийских венетов венедами и сообщал, что венеды живут по всему Венедскому заливу (Балтийскому морю). Но Тацит называл балтийских венетов венетами.

Здесь немного прервемся, что сказать несколько слов о третьей группе малоазиатских протославян – о капах (каппадоках). Страбон писал, что каппадоки были родичами пафлагонцев [ru.wikipedia.org›wiki/Пафлагония], то есть, по моей версии, венетов Повлагонья. Поэтому я постарался истолковать ойконом «Каппадокия» и само название ее обитателей из славянских языков. В языках южных славян имеется слово «оток» (остров, берег). Каппадокия изначально была приморской страной. Из этого я сделал вывод, что «Каппадокия» можно истолковать как «Капов оток» (Берег капов). А этноним «капы» можно вывести из славянского слова «купно» (совокупность, община). Известно также и славянское слово «кап» (корень). То есть капы имели по смыслу то же название, что и карны-корени.
О том, что капы были морским народом, свидетельствует ряд славянских судовых терминов. Из словаря Даля известно слово «кОпать» (лесина с корнем, для стройки судов). У словенцев, хорватов и сербов kopánja - лодка-однодревка, «копец» (кормило, руль). «Википедия» дает истолкование топониму «Каппадокия» как «Страна прекрасных лошадей». Возможно, каппадоки действительно были хорошими коневодами. Но эпитет «конь» (морской конь) часто относился к понятию «судно». У славян носы кораблей обычно украшали конские головы. Славянское «конь» фонетически сходно с западноевропейским словом can (судно) и его славянскими аналогами типа «чан» и «сенега». Так что каппадокские «кони» на поверку могли быть кораблями.
Трудно сказать, какие славянские племена были потомками именно капов. Капы в процессе миграции могли просто слиться с венетами, приняв их имя.
О тесных союзных отношениях венетов и капов свидетельствует, полагаю, совместное основание ими в Крыму-Тавриде колонии Пантикапей. Считается, что топоним «Пантикапей» пошло от индоиранского panti-kapa («холм у пролива» или «рыбный путь»). Но я полагаю, что топоним «Пантикапей» идет от этнонимов «анты» (венеты), «капы» и греческого ποῦ или πῶ (где, в каком месте). То есть из греческого получается «Пантикапей» = «Место антов и капов». Может быть и другой греческий вариант: «Пан-анти-капей» (Общее антов и капов).

Интересный вывод получается и относительно древнего названия Черного моря – «Понт». Считается, что греческое «Понт» произошло от нарицательного πόντος (море). Но у греков были и другие синонимы понятия «море», например, ἁλός и θάλασσα. Последнее наиболее употребительно. Очень может быть, что это πόντος стало нарицательным от собственного имени Пόντος (Черное море, страна на берегу Черного моря).
В этом случае возможно, что «Понт» изначально означало просто «По-ант» (где анты, место антов). Так греки могли называть море, по которому до них больше плавали венеты. Сами венеты могли называть свое море просто «Пунч» (пучина) или «Пойнчь» (полночь, север). Отсюда и пошло, вероятно, название моря «Черное» (темное), то есть северное, полночное по отношению к малоазиатским венетам.

Как теперь выясняется, миграция венетов из Малой Азии происходила не только на Адриатику, но и на север в Крым. Крым мог получить свое название еще за пару тысяч лет до нашей эры после основания венетами на его берегу города Кремны (Киммерик). Об этом городе, вероятно, и писал Гомер в своей «Одиссее»: «Там находится город народа мужей киммерийских, вечно покрытый туманом и тучами: яркое солнце там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом». Конечно, это мало похоже на современный Крым, но, возможно, во времена Гомера климат Крыма был похуже, чем теперь. Кремнами могли также называться Крымские горы. Подробнее об этом можно прочесть в моих статьях «Крым-Таврида, тавры и славяноязычные племена Малой Азии» и «Еще раз о том, кем были первопоселенцы Крыма-Тавриды».
В Крыму в те времена проживало литовское племя тавров, а в причерноморских степях и другие литовские племена – боруски (от имени которых Днепр носил у греков название Борисфен) и сколоты, входившие в полиэтнический племенной союз скифов. Венеты и капы, обладавшие более высокой культурой, нежели эти племена, начали их активную ассимиляцию. И вскоре тавры превратились в тавричей, боруски несколько позже в полян (литовское baras означает «поле»).
Многочисленные племена сколотов в своей основной массе, видимо, не славянизировались, а передвинулись на запад под именем кельтов. На некоторое время они задержались в Галиции, где имеется единственный топоним, указывающий на их существование – «Скалат». Впрочем, сам топоним «Галиция» мог звучать в те древние времена как «Калиция» или «Кельция».
Через некоторое время на запад двинулись и славяноязычные племена. Так тавричи, очевидно, морем дошли до устья Дуная, а затем, поднявшись по нему до Норика, заняли большую часть этой территории, встретив там не только кельтов-литву, но и славян – венетов и карнов. Венеты оказались там не только потому, что перешли Альпы со стороны Италии, но и потому, что опередили тавричей в движении вверх по Дунаю.
Разные потоки славян и славянизирующейся литвы, видимо, не раз встречались на перекрестках Европы. И быть может, иногда это приводило к междоусобным столкновениям, но в конечном итоге они приходили к согласию и союзу. Образцом такого согласия является союз племен волков-тектосагов, волков-арекомиков и воконтиев, о котором я писал в статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы». Этот союз, придя с востока, занял обширные территории на юге Галлии. Потом вдруг большая часть его сорвалась с места и ринулась на завоевание Греции. Нечто подобное произошло и с гельветами, которые тоже снялись с давно насиженных мест, задумав захватить новые благодатные земли в южной Галлии. Они тоже пошли в поход не одни, а с целым шлейфом союзных племен, среди которых были бойи и латовики.

За одно-два поколения, до вторжения Юлия Цезаря, «на памяти отцов» галлов-кимри [Г.Ю.Цезарь. Записки о Галльской войне. II.4], славянские и литовские племена заняли северную Галлию, образовав там область Белгику. Их считали германцами, потому что они пришли из Германии. Но названия племен не походили на германские. Полагаю, что название «Белгика» (Бельгия) произошло от славянского «бель» (болото), а также от литовских bala и pelke (тоже болото). Белгика некогда была покрыта обширными болотами, особенно на севере, где ныне Нидерланды. В статье «Кельто-славяне Галлии» я собрал аргументы за то, что ряд белгских племен были славянскими.
Это, во-первых, белловаки – сильнейшее из племен Белгики. Их столица носила название Братус-пантиум (Братья венеты?). Название города так же сильно напоминает название столицы Словакии Братиславы, как этноним белловаки напоминает этноним «словаки». Сравните: «Братья венеты» и «Братья славяне». Кстати, хотя считается, что название «Братислава» было присвоено словацкому городу лишь в 1919 году, все же по информации немецкого хрониста XVI века Иоганна Авентина сходное название (Вратиславбург) город носил в 805 году [lifxil.ru›bratislava/]. И это было самое первое известное название места. Людовит Штур, выдающийся словацкий филолог XIX века, считал, что на самом деле название было «Братислава».
Далее, это карнуты – потомки карнов. Их столицей был Аутрикум (вероятно, «Адриакон» - в воспоминание о прежней родине на Адриатике). К белловакам и карнутам можно присоединить моринов и нервиев, живших на территории современной Бельгии и Нидерландов. Далее, в статье «Чехи и секваны» я привожу доводы за то, что секваны это предки чехов. О венетах, поселившихся в Бретани, я писал раньше.
Юлий Цезарь, начавший свою Галльскую войну в 58 году до н.э., основательно пустил кровь галло-славянам. Особенно пострадали венеты, белловаки и нервии. Полагаю, после этого кровопускания венеты удалились обратно на Балтику морем, а остальные уходили по суше. Причем все не сразу, а волнами.
После римского завоевания в Галлии несколько веков шла война багаудов [ru.wikipedia.org›wiki/Багауды]. Эти багауды вели партизанскую войну против римской власти. Временами они захватывали города и создавали целые «разбойничьи государства». Римские войска, а позднее и германцы, вторгшиеся в Галлию, время от времени разбивали отряды багаудов, но через некоторое время движение возобновлялось [А.Д. Дмитриев. Движение багаудов. ancientrome.ru›Движение багаудов]. Такая необычайная стойкость мятежа невероятна для обычного социального протеста. Несомненно, в ее основе имелась и национально-освободительная составляющая. Однако через сто-двести лет не только галльская знать, но и основная масса рядовых галлов (кимри и литвы) подверглась процессу романизации. Следовательно, движение багаудов охватывало лишь ту часть галльского сообщества, которая хранила верность традициям и языкам древности. Предполагаю, что большую часть багаудов составляли свободолюбивые славяне. С точки зрения славянских языков слово "багауды" могло означать "бога люди (йуди)", то есть божьи люди. Или, может быть, "буковые люди" (люди леса).
Важнейшим для истории славян следствием движения багаудов является эмиграция бывших багаудов из числа славян на восток. В V веке н.э. один из вождей поздних багаудов врач по имени Евдоксий после поражения восстания бежал к Атилле в Паннонию (гунны были союзниками славян). Думаю, что он бежал не в одиночку, и что кроме его группы были еще и многие другие. Привычка багудов к лесной жизни, умение скрытно передвигаться по лесам значительными группами, должны были позволить им покидать пределы римских владений, несмотря на наличие сплошных оборонительных валов на границах империи. Багауды-славяне поначалу оседали в области Декуматских полей (Шварцвальд), откуда римляне изгнали свебов. И, кстати, в Декуматской области славяне оказались близкими соседями германского племени неметов. Надо полагать, что именно там сложилась традиция называть всех германцев немцами. А потом багауды через Винделику пробирались в Норик и дальше.
В 15 году до н.э. римские легионы под командой Тиберия, в то время лишь пасынка императора Августа, разгромили Винделику. Этой стране была посвящена 13 глава II книги «Руководства» Птолемея, которую я также перевел с древнегреческого и прокомментировал (скоро она будет выставлена на блоге). Винделики были славянами-вендами. Тиберий частью истребил, частью изгнал четыре главных племени винделиков. Из них два носили названия ликаты (лехиты) и руссинаты (племя руссов). Если добавить сюда бежавшее из Галлии племя секванов (чехов), то обретает реальность легенда о персонажах-эпонимах братьях Чехе, Лехе и Русе [ru.wikipedia.org›Чех, Лех и Рус], от которых, якобы произошли народы чехов, поляков и русских. Не буду с абсолютной уверенностью утверждать, что руссинаты были предками русских, но они вполне могли быть предками карпатских русинов или сербов-рашка. Возможно, это их имя носят горы Пояна Руска в Румынии.

Наиболее удобная и безопасная дорога беглых славянских племен на восток проходила через Норик. Думаю, что интенсивно использовался речной путь по Дунаю. Эта пограничная река была в определенной степени нейтральной территорией. Но путникам, конечно, нужно было пополнять запасы еды. Частично они могли это делать, покупая припасы у местного родственного им нориканского населения. И, несомненно, славянские мигранты увлекали за собой часть местного населения, причем не только славян, но и литву. В литовской легенде о Палемоне говорится, что пятьсот «римских рыцарей» прибыли в Литву с юга, имея во главе князя Палемона. Думаю, эти беглецы нашли приют на озере Пульмо (Волынь, Шацкие озера). Что же касается беглых славян из Галлии, то они, вероятно, расселялись на большой территории, помогая местным славянам ассимилировать местные литовские племена. Вот так Норик и стал землей, из которой или, лучше сказать, через которую разошлись по миру славянские племена.

Последнее, о чем хочу здесь рассказать, это о судьбе племени невров, по информации Геродота обитавших где-то на территории современной Волыни [ru.wikipedia.org›Невры]. Их имя созвучно топониму «Норик».
Выдающиеся чешские слависты Шафарик и Нидерле, а за ними и большинство советских историков готовы были считать невров славянами, поскольку они жили в самом центре предполагаемой прародины славян. Популярна гипотеза о том, что невры были кельтами. Уж очень неславянским с точки зрения современных славянских языков выглядит этноним «невры» даже с учетом того, что имя племени было искажено греками. Известно также, что в Средние века на Руси неромами называли литовцев-жемайтов.
Что можно сказать по поводу этнической принадлежности невров. Выше мы уже доказывали, что в древних славянских языках бытовало слово «нер» (вода). Впрочем, в литовском тоже. На территории Волыни можно найти массу литовских топонимов. Название Шацких озер происходит от литовского šaka (рукав, протока). В том районе действительно между озерами много проток. И названия отдельных озер тоже на славянские не походят: Пульме, Люцемер. На прародине моих предков в Белорусской Волыни есть топонимы «Дивин», «Чемер», «Кривошин», которые толкуются из литовского языка как «Божий», «Черт» и «Стена жреца». Об этом я писал в своей статье «Дывин - древний языческий религиозный центр Западного Полесья».
Несколько слов о тотемах невров. Имеется известие Геродота о том, что каждый невр на несколько дней превращается в волка. Из этого учеными был сделан правильный вывод о том, что волк был тотемом невров. В Европе число племен, имевших в качестве тотема волка, наибольшим было у славян. Так что сообщение о неврах-волках говорит в пользу славянства этого племени. Проблема в том, что до сих пор неизвестно такое славянское название волка как «невр» или примерно как «невр». В то же время в литовском и латышском языках имеется немалое число слов, которые могут быть эпитетами-хейти для волка: nuraikyti (зарезать), nuryti (проглатывать), ņirga (скалящий зубы), nirsus (злой, свирепый). На этом основании можно сделать вывод об изначальной литовской этнической принадлежности невров. Так что если невры и были славянами, то, скорее всего, они были славянизированной литвой.
В «Записках о Галльской войне» Юлий Цезарь упоминает о неких нервиях, обитавших на землях нынешней Бельгии [ru.wikipedia.org›wiki/Нервии]. Считают, что нервии Цезаря вели свое происхождение от невров Геродота, но точно их происхождение не установлено. Известно имя вождя нервиев, который предводительствовал ими в битве против Цезаря – Бодуогнат. Из литовского языка это имя можно толковать как «Проворно колющий» от badus (колющий) и agnus (проворный). Из славянских языков это имя тоже толкуется – «Бодогнат» (Копьем прогоняющий) от «бод» (бодило, копье) и глагола «гнать».
Вероятно, нервиев можно считать находящимися в процессе славянизации. В списке племен IX века нашей эры так называемого Баварского Географа [ru.wikipedia.org›Баварский географ] значатся неруяне или неривяне (neruiani). По виду этноним походит на славянский. В статье «Баварский Географ с точки зрения славянина» я пришел к выводу, что неривяне обитали на момент описания их информантами Баварского Географа на Дунае, немного ниже Железных Ворот. Неподалеку от них впадает в Дунай речка Нар, истоки которой берут начало на горах Пояна Руска. Вдоль северного берега Дуная можно обнаружить много топонимов, в которых включено слово «маре» (нер).
Неривяне жили на Дунае бок обок с могущественным племенем уличей. Но уже, как видно, начали миграцию на родину предков на Волынь. Мой наставник известный белорусский лингвист Федор Данилович Климчук предполагал, что волынские неривяне в IX веке приняли имя вервиан. Об этих вервианах писал византийский император Константин Багрянородный. В память о долгом пребывании на Дунае на Волыни любая большая вода называется «дунай». Впрочем, и дунайские уличи впоследствии тоже перебрались на Волынь.
На этом все. Читайте мой перевод 14 главы II книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея, которая называется «Норик».

 (Голосов: 3)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 Происхождение и быт первых людей
 Поход шведов к Полтаве: кто на самом деле победил при Добром
 Поход шведов к Полтаве: битва при Головчине
 Поход к Полтаве: сколько шведских солдат сложили головы в России?
 НОРИК. 14-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея (2 часть)
 НОРИК. 14-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея (1 часть)
 Бой Ковпака с 13 охранным полком СС (2-я часть)
 Бой Ковпака с 13 охранным полком СС (1 часть)
 ВИНДЕЛИКА. 13-я глава II-й книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея
 Челябинские древности
 Архив сайта
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
 Февраль 2019
 Январь 2019
 Декабрь 2018
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018