Главная  

РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)

После перевода «Германии Магна» (11 глава II книги «Руководства по географии» Клавдия Птолемея) решил взяться за переводы 12, 13 и 14 глав той же книги этого великого античного географа. Надеялся обнаружить новые сведения о древних славянах, живших некогда на землях Ретии (Северная Италия, Швейцария, Швабия, Тироль), Винделики (Бавария) и Норика (Восточная Австрия). Обнаружил в 12 главе упоминания о славянах и еще немало интересного. Например, нечто новое об этрусках. Римский историк Тит Ливий считал этрусков выходцами с Ретийских гор. В то же время со времен Геродота бытовала также версия о прибытии этрусков из Малой Азии. Что же обнаружилось на самом деле? Читайте ниже.
Еще оказалось, что некоторые карты Птолемея были фальсифицированы им самим. А зачем он это делал, тоже читайте ниже.



ПРЕДИСЛОВИЕ.

Относительная точность координат городов Богемии, которая выявилась, при анализе, текста «Германии Магна», заставила переводчика искать ее причину. Я думал, что где-то в землях Римской империи должна была исходная точка с более-менее правильными координатами (особенно с более правильной долготой), от которой работали богемские информанты Птолемея. Более-менее точными оказались координаты военного лагеря Клавдивиона (Клостербурга) в Норике. Ошибка по долготе для него составляет 1 градус 40 минут в восточном направлении, ошибка по широте - 1 градус 38 минут в направлении к югу. Ошибки вполне приемлемые и сопоставимые с ошибками для пунктов в Богемии и Словакии. Полагаю, что именно отсюда информанты Птолемея проникли в Богемию.
Обратил внимание на то, что ближе к Богемии ошибки в долготах меньше, чем для пунктов расположенных ближе к Италии. Так ошибка по долготе для города Бойодурум (современный Пассау) составляет всего 2 градуса. Примерно такая же ошибка для города Артобрига (Регенсбург). В то же время ошибка по долготе для столицы римской Винделики города Аугуста-Винделикорум, расположенного почти рядом, - 3,5 градуса. И примерно такая же ошибка для города Аквилеи, через который чаще всего проезжали люди, едущие из Италии в Винделику и Богемию.
А если взять город Анкону на италийском берегу Адриатического моря, здесь ошибка по долготе уже целых 5 градусов, хотя на самом деле Анкона находится практически на одной долготе с Аквилеей. Казалось бы, для римлян не было никаких сложностей, чтобы установить данный факт. Плыви себе с попутным ветром прямо на Полярную звезду из Анконы и окажешься в Аквилее. Но нет. Почему такая странность?
Изучая карты, составленные по координатам Птолемея, вынужден был прийти к выводу, что на самом деле в эпоху Птолемея имелись более точные, но секретные карты римского военного ведомства. И хотя вероятно, что к их составлению тоже приложил руку Птолемей и его сотрудники, публикация их была запрещена.
Просто не могло быть, что ошибки в координатах богемских городов были значительно меньше, чем ошибки в координатах городов Италии и Либурнии, а также многих других приморских городов вплоть до берегов Черного моря. Так ошибка в определении широты Ольвии составляла почти 3 градуса, в то время как ошибки в координатах городов на Днепре-Борисфене в глубине суши были гораздо меньше.
И, между прочим, Птолемей отлично знал настоящую широту Ольвии. Вот отрывок, из которого это следует:
«Ольвия, или Борисфенида, самый длинный день имеет в 16 часов 5 минут». [Pt. III. V. 39].
Согласно этой записи широта Ольвии получается 46 градусов (по номограмме перевода длины дня в градусы широты). То есть широта хоть и намеком, все же указана правильно. Но в параграфе 28 той же главы широта Ольвии указана в 49 градусов [Pt. III. V. 28]. И как это можно объяснить, если не целенаправленным умыслом Птолемея и его заказчиков!?
Косвенным доказательством существования относительно точных карт Европы еще во времена Птолемея, на мой взгляд, является так называемый Каталонский атлас [ru.wikipedia.org›Каталонский атлас]. По имеющимся сведениям, атлас был составлен на Мальорке по заказу арагонского короля Хуана I в 1375 году евреем Авраамом Крескесом. Первая карта атласа, представляющая бассейн Средиземного моря, отличается от ранних и даже от более поздних карт огромной и необъяснимой точностью. В этом можно убедиться при первом же взгляде на карту Крескеса, сравнивая ее хотя бы с картой 1588 года. Следует отметить, что карта Крескеса была выполнена по заказу Каталонского короля всего лишь за год, что исключает выполнение им самостоятельной съемки берегов Средиземного моря от Гибралтара до Азовского моря. И заплачено Крескесу согласно договора за атлас было 150 арагонских золотых флоринов и 60 майорканских фунтов: сумма абсолютно недостаточная, чтобы покрыть расходы на самостоятельную съемку охваченной атласом территории. Объяснить странности можно лишь тем, что в распоряжении Крескеса были точные карты и описания Птолемея, на основе которых он без особых трудов составил собственную точную карту. Единственным недостатком карты Крескеса является то, что она, что совершенно очевидно, по какой-то причине была ориентирована не на географический полюс Земли, а на ее магнитный полюс. Вероятно, Крескес составлял свои карты под магнитный компас (видимо, для удобства тогдашних моряков?). Кстати, изображение магнитного компаса на его карте имеется.
Известно, что изображение Италии на картах Птолемея (сделанным по его описаниям фламандским картографом Меркатором) было чересчур вытянуто в широтном направлении. Соответственно, так же было вытянуто и изображение Адриатического моря. (Любопытно, что Азовское море было чересчур вытянуто в меридиональном направлении – компенсация одного искажения другим?). Возьмем для иллюстрации на иллирийском побережье наиболее крупные города: Ядера (современный Задар); Сенья (Сень); Салона (Сплит). Их широты вычислены весьма точно. Ошибка не превышает 20 минут. Что касается долгот, то ошибка для Сеньи составляет приблизительно 6 градусов, для Ядеры – 9 градусов, для Салоны – тоже 9 градусов. Это просто огромные ошибки, которые нельзя объяснить лишь несовершенством методики определения долгот.
Искажения на картах очертаний в первую очередь береговой линии наводит на мысль, что римляне делали это в качестве меры против пиратов. Пираты представляли собой огромную опасность для Рима, жившего за счет импорта продуктов питания со всего Средиземноморья. Пираты также могли захватывать и невероятные суммы денег, направляемых в Рим из провинций. Захватывали они и высокопоставленных пленных. Так был в свое время захвачен в плен пиратами сам Юлий Цезарь.
Периодически пираты на Средиземном море под корень уничтожались флотами Рима. Например, Помпей это проделал в 67 году до н.э. Но пиратство возрождалось вновь. И молодые капитаны пиратских кораблей (чаще всего это были греки), конечно, нуждались в морских картах.
Поэтому римляне были заинтересованы в публикации карт с искаженными начертаниями береговой линии. Такие фальсифицированные карты, попадая в руки начинающих пиратов, серьезно затрудняли их промысел и давали большие преимущества римским сторожевым судам, имевшим лучшие карты.
Разумеется, составляя фальшивую карту Италии, Птолемей вынужден был искажать не только координаты береговых пунктов. Приходилось как-то согласовывать с ними и координаты пунктов, находящихся в глубине суши. Но чем дальше от моря, тем меньше было нужды искажать координаты пунктов.
Мало того, римлянам нужны были точные карты земель варваров, живших близ римской границы, потому что римляне собирались воевать на этих землях. И главным кандидатом на завоевание были богатые земли Богемии. В 170 году н.э., через 20 лет после составления карт Птолемеем, император-философ Марк Аврелий вторгался на эту территорию. Конечно, «в ответ на нападения маркоманов и квадов». В 180 году он собрался создать на этих территориях новые римские провинции Маркоманию и Сарматию.
Вот почему эти территории заранее были обсняты сотрудниками Птолемея самым тщательным образом. Но засекречивать результаты этой работы не было нужды. Во-первых, варвары вряд ли имели возможность приобрести даже фальсифицированные карты Птолемея, как это могли делать греческие пиратские кормчие, во-вторых, маркоманы, квады, сарматы и без карт хорошо знали свою страну.
Принимаясь за перевод и истолкование новых глав из книг Птолемея, я должен был иметь в виду указанные искажения и делать на них поправки. Впрочем, большинство пунктов, которые были указаны у Птолемея на римских территориях в глубине материка, были известны задолго до Птолемея из других источников.

По порядку глав II книги Птолемея, ниже мы переводим главу 12, посвященную Ретии или, как говорили римляне, Реции (Raetia). Ойконим «Ретия» имеет два значения. Во-первых, это довольно небольшая горная территория в Альпах на границе с Италией, населенная ретами. Птолемей указывает всего пять ретийских племен, но по другим источникам их насчитывают значительно больше [ru.wikipedia.org›Реция]. Второе значение топонима «Ретия» это самая западная дунайская провинция Римской империи. В 15 г. до н. э. римляне разгромили Винделику, страну к северо-востоку от Ретии, частично истребив, частично обратив в рабство, частично изгнав ее население. Реты были союзниками Рима, поэтому после изгнания винделиков им было разрешено колонизировать освободившиеся земли. Объединенная территория старой горной Ретии и Винделики получила общее название «провинция Реция».

Тит Ливий и Страбон считали ретов родичами этрусков. Современные ученые тоже считают, что язык ретов, возможно, напоминает язык этрусков. Думаю, однако, что их выводы недостаточно основательны. Надписи, сделанные, предположительно, на древнеретийском языке слишком коротки (1-2 слова) и до сих пор надежно не расшифрованы. Не расшифрован и этрусский язык. Впрочем, я согласен, что сходство этрусского языка с ретийскими диалектами могло иметь место. И дело вот в чем.
В своей статье «Заметка об этрусках» по немногим этрусским словам, значения которых нам достоверно известны из латинских источников сам я сделал вывод, что этруски изначально были ираноязычны. Какие это слова? Этрусское «капус» (сокол) соотносится с афганским «тапус» (коршун). Этрусское «цистерна», видимо, происходит от афганских «цае» (колодец) и «стыр» (большой). Этрусское «персона» происходит от афганских «пер» (значительный) и «сант» (лицо). Одно из имен народа этрусков было «расены». Вероятнее всего, «расены» происходило от индоиранского «рас» (род). Кстати, это слово вошло во все европейские языки в значении «раса» (система внешних отличительных признаков тех или иных популяций человека разумного). Поэтому считаю, что этруски были народом древнейшей Индской цивилизации, прибывшим в Италию из Гедрозии (область в Иране на побережье Аравийского залива) через Малую Азию.
Но если я прав насчет того, что этруски родом из Индии и Ирана, то среди европейских народов есть один народ язык, которого, по общему мнению, напоминает священный индийский язык санскрит. Это литовцы. Следовательно, литовский язык, если он был языком ретов, действительно мог походить на этрусский.
Этот народ (литва) под именем кельтов занимал в Европе огромные территории от Волги до Атлантического океана, хотя ныне всего два маленьких государства этого некогда великого народа ютятся возле Балтики. В своих статьях я часто повторяю, что считаю литву самыми настоящими эталонными кельтами. Только из литовского языка можно истолковать этноним «кельты» (притом легко) от литовских слов kiltis (племя), keltuva (стадо) и keliauti (кочевать). В древности кельты были скотоводами-кочевниками, древняя литва тоже. Сам этноним «лиетува» (литва) можно свести к «hлиетува» и далее к «кльтува».
А что можно сказать о тех народах, которых сегодня принято называть кельтами - об ирландцах-гойделах, о шотладцах-гэлах, о валлийцах и о бретонцах? Эти народы на деле и кельтами себя раньше не называли. Из их языков этноним «кельты» не толкуется. Предложил называть их кельтами один оксфордский профессор, лингвист XVII века родом из Уэльса Эдвард Ллуйд [ru.wikipedia.org›Кельты]. Островных «кельтов» следует называть «кимри» (киммерийцы). «Кимри» - так называют себя валлийцы. Многие авторитетные европейские кельтологи считали кельтов потомками причерноморских киммерийцев. Я с ними в этом согласен, если иметь в виду только перечисленных выше западных кельтов.
В Галлии и других местах Европы кроме киммерийских «кельтов» наверняка обитали и кельто-литовские племена. Соседи ретов гельветы, безусловно, были литвой. Их сородичи гельвеконы обитали в это время на территории современной Польши, входя в славяно-литовский племенной союз лужичей. И в Реции, видимо, тоже обитали литовские племена. Можно также предположить, что этруски, обнаружив неподалеку от себя народ, язык которого они понимают, постарались установить с ним союзные отношения. Воинственные реты могли служить в этрусских войсках наемниками. Этруски могли получать из Ретии какие-то материальные ресурсы (металлы, лес). Этруски могли мигрировать в Ретию из Этрурии и жить среди ретов, передавая им часть своей высокой культуры. Известно, что письменность ретов очень походит на этрусскую. К сожалению, какой-либо литературы у ретов не обнаружено. Их надписи обычно содержат 1-2 слова. По большей части это всего лишь личные имена.
Есть ли еще какие-то подтверждения тому, что реты были литвой и имели контакты с этрусками? Из всех ретийских диалектов ученые имеют какое-то представление о языке племени камунов [ru.wikipedia.org›Камунский язык]. Есть несколько слов, значение которых известно. И они могут быть истолкованы из литовского языка или из иранских языков, что подтверждает обе мои теории о том, что реты - литва, а этруски ираноязычны.
Первое же слово из языка камунов coren (скала, камень) оказалось по происхождению иранским. В афганском языке есть слова «кар» и «каркар» (камень, камни), а также «каруна» (камни, горы). В индийском языке есть слова «карара» (обрыв, скала) и опять же каркар (камень). Слово «корунд» (корандам) также индийского происхождения. Но и в латышском языке (близким к литовскому) есть родственные афганским слова krams, krems (кремень). В самом литовском языке есть слова gar̃gždas (гравий) и gìrna (жёрнов). В славянских языках кроме «жёрнов» (иногда «жорн») тоже есть сходные по звучанию и значению слова, например, «горемик» (камень) и «горн» (одна из этимологий этого слова связана со словом «гора»). Наконец, литовское kaln (гора) тоже родственно афганскому «каруна». В лингвистике хорошо известен переход звука «р» в «л».
Зато два следующих слова камунского языка ближе всего к литовскому. Слово cui (пещера, укрытие), которое можно произносить как «цуй», видимо, родственно литовскому šova (пещера). То же относится к камунскому fopa (узкое место, отверстие). В литовском ему созвучно duoba (отверстие, дупло, дупа).
Следующее камунское слово luera (шахта) может быть сопоставлено с литовским varis (медь). Начальное “l” в литовском языке имеет значение «быть».
Камунское poja (грязь) сопоставляется с литовским purvas (грязь). Во многих языках звук «р» иногда теряется и заменяется на звук «йот» (J).
А как можно истолковать само племенное имя камунов? Существует латинское слово commune (община). Оно очень бы подошло для названия небольшого народа. Значит ли это, что название племени камунов взято из латыни? Оказалось, что не совсем.
У слова communa в латыни немало родственных слов. Но непонятно, от какого слова оно возникло. Самое простое слово с корнем comm – comma. Оно имеет значения «запятая», «период», «ритмическая пауза в стихе». Есть еще слово commeo. Но оно тоже никакого отношения к понятию «община» не имеет. И пришло мне в голову проверить это слово по афганскому словарю. Удивительно, но там оно нашлось – «коумуна» (народ, племя). Правда, о нем сказано, что по происхождению это слово арабское. Но это не должно нас смущать. Давно убедился, что некоторые афганские слова, считающиеся заимствованными из арабского языка, на самом деле заимствованы арабами у иранцев. Это относится, например, к слову «аб» (вода) и к слову «бахр» (море). Ойконим «Бактрия» существовал задолго до арабского завоевания. Правда, сегодня это засушливая страна, но лет 7-10 тысяч назад там разливались огромные озера-моря. О культурном влиянии Ирана на арабов говорит хотя бы то, что этот народ всадников на верблюдах и лошадях называет любого всадника «фарис», то есть «перс». Очевидно, искусство ездить верхом пришло в Аравию из Персии.
Итак, есть афганское слово «коум-уна» («уна» специфическое афганское окончание существительных). И это значит, что данное слово прибыло в Италию с этрусками. И даже если я не прав насчет индоевропейского происхождения этого слова, этруски, долго обитавшие по соседству с Аравией, могли сами его заимствовать. Этрусский язык, видимо, так много заимствовал из других языков, что превратился в настоящее эсперанто. То же было и с албанским языком, до восьмидесяти процентов слов которого взяты из латыни, греческого и славянских языков. Поэтому эти два языка не могут причислить ни к одной языковой группе, хотя многие из исследователей этих языков из разных стран находят в них массу знакомых слов.
Из сказанного нам следует сделать вывод, что камуны – это племя с присвоенным иноязычным названием. Подобные названия имеют финны и эстонцы (у них есть и самоназвания). Самоназвание камунов было, возможно, связано со словом kamienas (основа, ствол). Ствол дерева издревле был символом рода. Иногда приходит в голову, что сами себя они могли бы, живя в горной каменистой стране, называть себя «камни» или «каменные». Правда, на литовском языке камень называется akmuõ, но Фасмер считает, что и славяне раньше говорили не «камень», а «акмен». И лишь позже звуки «а» и «к» поменялись местами у славян. Но они могли поменяться местами и у литвы-камунов под влиянием славян.
Славяноязычные племена, которые еще не называли себя славянами, проживали в Италии. Прежде всего, это адриатические венеты. Словенские ученые Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич с привлечением диалектов словенского языка прочли надписи венетов, сделанные этрусским письмом. Некоторые подобные надписи с помощью русского языка смогли прочесть и обычные советские писатели: Владимир Щербаков (книга «Века Трояновы») и Олжас Сулейменов. Правда, они считали, что читают этрусские тексты. Однако я уверен, что это были славянские тексты, просто написанные этрусскими буквами. Славяне были соседями этрусков и многому от них научились, но и этруски, видимо, кое-что переняли у славян. Так бог смерти у этрусков назывался Тухулка (от славянского «тухнуть»).
Довелось и мне внести вклад в доказательства древнего присутствия славян в Италии. В статье «Вольки-тектосаги – древний союз славян и литвы» мной был сделан анализ крупных гидронимов северной Италии. Практически все названия тамошних рек оказались исключительно славянского происхождения. Не стану тут повторять все доказательства, но одно, самое разительное, приведу. Озеро Лаго-Маджоре в римскую эпоху имело название «Вербанус», что можно толковать как «Озеро слов». Поэтично, но вряд ли верно. Еще одно «Озеро слов» находится в Каринтии (Австрия) возле города Клагенфурт. Его современное немецкое название «Вёртер-зее». Но в древности, уверен, древние римляне, которые владели этой землей, тоже называли его «Вербанус». Германцы лишь перевели на свой язык латинское название (это называется «калька»). Однако у озера «Вёртер-зее» имеется еще и словенское название (Каринтия-Хорутания долгое время была славянской землей). И это название «Врбячье» (Вербное). И это намного более понятное название для озера, вокруг которого растут вербы. «Верба» исключительно славянское слово. Несомненно, «Вербным», в древности по-славянски называлось и озеро Лаго-Маджоре.
По берегам Лаго-Маджоре в те времена жил народ лепонитев (по моей версии, «лепо-анты»). О них я писал в статье «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии». По территории лепонтиев текла река Тичино, название которой также лучше всего толкуется из славянских языков. Здесь же текут еще речки «Озерная» (Изорно) и Верчаска (Вертлявая). В глухих лепонтийских горах сохранились такие явно славянские топонимы как Гурин, Вершо (Вершины), Спруга (Прыжок, Обрыв). Одна из гор в середине области лепонтиев зовется «Вогорно». Окрест нее горные ледники носят названия «Гориер» (Горный) и «Гриц» (Горице). Рядом с лепонтиями, чуть к западу, обитало также славянское племя седунов. Долина, в которой они обитали (современное Валё), в те времена называлось Поэнина (конечно, Полонина).
По моему мнению, славяноязычные племена обитали в Италии еще до прибытия венетов из Малой Азии. Племя, которое потеснили венеты, называлось «евганеи». Но это было не настоящее имя данного племени. Из славянских языков оно толкуется как «изгнанные». Думаю, сказанного достаточно, чтобы читатель смог составить мнение о достоверности древнего присутствия славян в Италии.
Исходя из вышесказанного, я буду искать значения топонимов и этнонимов Ретии, приведенные в данной главе «Руководства» Птолемея, в первую очередь литовском словаре, в латышском словаре, в словарях различных славянских народов, а также и в латинском словаре (страна все же подверглась романизации).

Уведомление: Долготы географических пунктов непосредственно в переведенном тексте Птолемея даются от острова Йерро (Хиерро), одного из Канарских островов. Разница с показаниями долготы от Гринвича должна быть теоретически +18 градусов. На деле может быть больше из-за ошибок или намеренных искажений. У Птолемея в отличие от современного порядка вначале указывается долгота, а потом широта. Долгота всегда восточная, а широта северная, поэтому я для краткости пишу лишь слова «широта» и «долгота».

Глава 12.
Положение Ретии и Винделики
(Европа, карта 5)

§. 1. Ретия* (Рαιτιας, Raetia), расположенная между верхними течениями рек Рейн и Данувий, с трудом соединяется [в единое целое] через горы Адоула** (Αδουλα). Северная граница проходит по течению Данувия вплоть до того места, где в него впадает Аинос (Αἶνος, Инн) – 34 градуса долготы и 47 градусов 20 минут широты***.
Восточная граница проходит по реке Аэно до точки 34 градуса долготы и 45 градусов 15 минут широты****.
Южная граница проходит по Ретийским Альпам в районе области Грайаис*****(Γραιαις) – 30 градусов долготы и 45 градусов 20 минут широты.
-----------------
Комментарии. *Глава называется «Положение Ретии и Винелеки», хотя на деле в ней говорится больше о горной Ретии. Описывая Ретию, Птолемей указывает в качестве ее северной границы Дунай, а качестве восточной границы – реку Инн, следовательно, он имеет в виду всю римскую провинцию Реция. Но затем он перечисляет племена только старой альпийской Ретии. Винделика описывается им в отдельной 13-й главе.
Возможно, на самом деле ретов следовало бы называть ратами, но на германских языках фонема «рат» означает «крыса». Так что, видимо, для благозвучности их стали называть «реты» Полагаю, что ойконим Рαιτιας (Raetia) происходит от литовского ratas (круг). Первобытные общины обычно обсуждали свои дела, собираясь в круг. Поэтому слово «круг» может быть синонимом слов «община» или «племя».
Любопытно, что понятие «круг» является основой также и славянского этнонима «венеты». В славянских языках есть слово «венец», одно из значений которого «круг». То же самое можно сказать и об этнониме «германцы». В древнегерманских языках есть слово «хринг» (круг). От «хринг» происходит немецкое gerinn (сворачиваться). Корень ger (родственный греческому «гира» - тоже «круг») с прибавлением к нему немецкого Mann (мужчина, человек) дает этноним Germann (человек круга).
Для этнонима «реты» есть и другие возможные этимологии. Я сторонник идеи множественности истинных этимологий, если их можно логически увязать между собой. Есть вариант от другого литовского слова - rieti (груда). Можно называть грудами и массы людей и горы, среди которых жили реты. Слово ratas (круг, кольцо) имело еще и значение «венец». В литовском языке есть и специальный термин для этого понятия ratilas (венец). Венцами реты могли называть увенчанные шапками из снега и льда вершины гор. Так название высокого горного массива Сильвретта [en.wikipedia.org›Silvretta Alps] можно толковать как «Серебряные венцы». Название хребта Ретикон [de.wikipedia.org›Rätikon] можно толковать как «Ряд венцов» или «Край венцов». Как и в русском языке слово «кон» имеется в современном латышском языке - kons. В русском языке «кон» имеет значения «конец», «край», «предел», «круг» и «ряд». В латыни есть слово kant (в значении «округа), и можно полагать, что оно этрусского происхождения, потому что в ирано-афганском языке есть слово «хант» (круг).
Не исключено, что со временем у этнонима «реты» появилась славянская этимология от слова «рать». Реты были воинственным племенем. В литовском языке славянскому «рать», возможно, соответствует слово radinys, которое имеет значения «находка» (добыча?) и «бедствие, несчастье». Война, безусловно, всегда была бедствием, но при успехе приносила добычу. Есть еще в литовском языке слово raitas (конный). Возможно, оно было заимствовано из немецкого языка. Но сами немцы заимствовали слово Reiter (всадник, рыцарь) из скифо-сарматского языка, где есть слово «рисала» (конница). Литовцы же были знакомы со скифами и сарматами ближе немцев. Есть еще слово rauda (красный), который можно сравнить со славянским «руда» (кровь). В прошлом и литовское rauda тоже могло иметь значение «кровь». Наконец, есть литовское слово greta (ряд, строй). Оно, очевидно, тоже относилось к понятию «рать» (войско).

** Существует два горных массива, которые можно отождествить с горами Адоула. Первый из них, более южный, носит имя «Адула» [https://de.wikipedia.org/wiki/Adula]. Горы Адула высятся на границе швейцарских кантонов Тичино и Граубюнден. Проход через них - перевал Сан-Бернардино [autotraveler.ru/switzerland/san-bernardinopass.html], который не надо путать с перевалом Большой Сен-Бернар, расположенным намного западнее. Координаты Сан-бернардино 46 градусов 30 минут широты и 9 градусов 11 минут долготы от Гринвича.
Южнее гор Адула тоже проживали ретийские племена, к числу которых Страбон, живший за полтора века до Птолемея, относил лепонтиев и камунов [https://ru.wikipedia.org/wiki/Реты]. Топонимика страны лепонтиев указывает на то, что они были славяноязычны (смотрите мою статью «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии»).
Топоним «Адоула» соответствует также горной местности Аделегг [https://de.wikipedia.org/wiki/Adelegg] в Баварии. Она тоже находилась в пределах Ретии и тоже имела важное значение для сообщения между различными частями этой страны. Указанная местность находится на водоразделе бассейнов Дуная и Рейна. В древние времена здесь, как я полагаю, существовал волок с реки Иллер (Iller) на реку Арген (Argen). По нему можно было переправлять небольшие суда на Боденское озеро (ранее озеро Винетус, Бригантин, Константинус) и далее на Рейн и Рону. Вот выдержка из моей статьи «Возвращение аргонавтов», касающаяся данного волока:
«Полагаю, что аргонавты доплыли по Истру-Дунаю до места, где ныне стоит город Ульм. Чуть выше него в Дунай впадает полноводный Иллер. По нему аргонавты свернули на юг к снежным вершинам (Альп), которые упоминаются в мифе. Думаю, что они разузнали, куда плыть, от местного населения.
Немного южнее города Кемптена (Алльгау) они вытащили «Арго» из воды и поставили на сосновые полозья (о последнем тоже сказано в мифе). Думаю, что к этому моменту здесь уже выпал снег, и тащить по нему легкое судно, рассчитанное на 50 человек, было вполне по силам даже не таким богатырям, как величайшие герои тогдашней Греции.
Кстати, место где, по моему мнению, начался волок, имеет название Рорбах (Тростник-ручей). Полагаю, что на самом деле название ручья имеет связь с этнонимом «раурики». Возможно также, что «Рорбах» означает «Корабельный ручей». Первые корабли делались из тростника. Так наиболее распространенный европейский термин понятия «судно» - can – имеет второе значение «тростник». Быстрый горный ручей, для течения которого вряд ли характерно тростниковое обрамление, мог получить название Рорбах, как раз потому, что вдоль его течения был проложен корабельный волок.
На протяжении примерно 10 км дорога (я уверен, что уже тогда там был проложен путь через лес) действительно шла в гору. Но подъем был не крутой – порядка 100 м. Затем, так же полого, дорога протяженностью порядка 15 км пошла вниз до реки Арген. По ней с началом таяния снегов «Арго» можно было спустить до Боденского озера.
Пришло в голову, что название реки и имя судна могли быть связаны. Местных жителей могло так поразить появление в их горной глухомани столь большого иноземного корабля, что некоторое время они не могли называть свою реку иначе, чем «Река-По-Которой-Сплавляли-Арго». Потом название укоротили до «Арген».
Разумеется, и волок и сплавление «Арго» по горной реке были очень трудны. Однако наш Ермак в XVI веке, идя походом на Сибирское ханство, совершил гораздо более трудный и длинный волок через Уральский хребет. При этом кроме не менее крупных, чем «Арго», ладей пришлось тащить по снегу еще и пушки».
Из славянских языков топоним «Адоула» мог бы толковаться как «Одоль» (от глагола «одолеть»). Значение слова «Одоль» могло быть «трудность, которую надо преодолеть», то есть это может быть и волок и перевал. То, что Адоулы было две, могло стать причиной тому, что Птолемей не указал координат этих гор.

*** Вероятно, имеется в виду точка впадения Инна в Дунай, но указанная с большим искажением.

**** Данная точка также указана с большой ошибкой. Даже истоки Инна находятся севернее широты 46 градусов. А точка, до которой по Инну проходила восточная граница провинции Ретия, была еще севернее.

*****Область Грайаис это Граубюнден в Швейцарии. Из германских языков «Граубюнден» можно толковать как «Серый союз». Но из данного текста Птолемея следует, что сходный топоним существовал в этих местах и до прихода германцев. Из славянских языков «Грайаис» можно толковать как «Край» или «Горай». Рядом в Словении имеется горная область с названием «Краина». В славянских землях (Украина, Польша) имеется целый ряд топонимов «Горай» (Горный).
Ряд словенских ученых - Матей Бор, Йожко Шавли, Иван Томажич – утверждают, что территория Швейцарии, как и территория Австрии, полна славянских топонимов. Думаю, что они правы. Славянских топонимов, в том числе и наиболее древних гидронимов, много и в северной Италии (смотрите мои статьи «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии», «Вольки-тектосаги – древний союза славян и литвы»).
-----------------

§. 2. Рядом склоны Поинаис (Ποιναις), где берет начало река Ликиов (Λικιου), которая впадает в Данувий, разграничивая Ретию от Винделики, - 31 градус 30 минут долготы и 45 градусов 30 минут широты*.
Далее горы Окра** (Οκρα) – 33 градуса 30 минут долготы и 45 градусов 30 минут широты.
-----------------
Комментарии. *Топоним «Поинаис» в латинском переводе передается как Poenina. В карте Густава Дройзена Поэнина совпадает с долиной Вале (верховья Роны, Швейцария). Вероятно, в данном случае речь идет о другой местности с тем же названием, но расположенной восточнее. В этом месте берет начало река Ликиов (Ликус, Лех). Координаты, приведенные в этой фразе, очевидно, относятся к местоположению истоков Леха. Настоящие координаты истока Леха [ru.wikipedia.org›Лех (река)] – 47 градусов 10 минут широты (ошибка Птолемея 1 градус 40 минут) и 10 градусов долготы от Гринвича или 28 градусов долготы от Йерро (ошибка Птолемея 3 градуса 30 минут к востоку).
В статье «Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии» я высказал убеждение, что топоним «Поэнина» является славянским – «Полонина». Полонины в славянских землях это высокогорные луговые территории. Отсюда следует, что Поэнина-Вале не могла быть единственной полониной в Альпах. Были и другие полонины, и одна из них в истоках Леха.
Название реки Лех выглядит вполне по-славянски. Не менее славянским выглядит и вариант «Ликиов» или «Лихов». На старорусском языке «лыкас» означало «волк». «Лик» на греческом языке тоже означало «волк». Возможно, так же называла волка и древняя литва. На реке Лех, которую римляне называли Ликус, обитали ликаты – племя, которое отождествляется по названию с лехитами-ляхами (поляками).

** Долгота гор Окра (относительно долготы истока Леха) совпадает с границей между Ретией и Нориком. Это горы Карвендель [de.wikipedia.org›Karwendel], расположенные рядом с городом Инсбрук (севернее). «Дзял» (дял) – так в Словакии и в некоторых других славянских землях называют вершины гор. Топоним «Карвендель» можно толковать из славянских и литовского языков как «Коровьи горы» или «Кровавые горы» от литовского karve (корова) или kraują (кровь). На языках южных и западных славян «кровь» - krv, «корова» - krava.
Обе этимологии, скорее всего, равнозначны. Многие горы в Европе и Малой Азии носят название «Тавр», то есть «Бычьи». Но горы Карвендель в значительной степени сложены из известняков, и часть их окрашены в красный цвет [https://de.wikipedia.org/wiki/Wettersteinkalk]. Красная минеральная краска называется у славян охрой. Не согласен с Фасмером в том, что слово «охра» заимствовано славянами из латыни. Оно имеется во всех славянских языках (окер, окр и так далее) и, скорее всего, происходит от корня «кра» (краска, красный, кровь). Охра была священной краской, символизирующей кровь. В древнейших могильниках охрой часто посыпаны тела усопших. Таким образом, топонимы «Карвендель» и «Окра» тождественны, и они славянские.
-----------------
url="/uploads/images/default/re1.jpg"]

[/url]
url="/uploads/images/default/re2.jpg"]

[/url]

§. 3. Держатся [обитают] в Ретии: - севернее бриксантии* (Βριξανται);
- в южной части - сованетаи (Σουανεται) и риговскаи** (Ριγουσκαι);
- в середине [Ретии] – каловконы*** (Καλουκωνες) и венноны**** (Ουεννονες).
-----------------
Комментарии. *В академическом словаре указано, что бриксантии по-другому назвались бригантии (бриганты) [de.academic.ru/dic.nsf/pierer/128965/Brixantii]. Племя обитало в районе Боденского озера. На карте древней Германии Густава Дройзена Боденское озеро указано под именами Винетус и Бригантин. Рядом имеются города с названиями Бригантиум (современный Брегенц) и в верховьях Дуная – Бригобанне. Один из истоков Дуная носит название река Брега. Название Брейсгау носит целая область на западе Шварцвальда.
Таким образом, ареал обитания этого племени, видимо, не ограничивался Ретией. Можно предположить, что бригантии с разрешения римлян заняли в Швабии земли, отвоеванные у свебов. Свебы были изгнаны на север Германии в Тюрингию, где со временем стали называться алеманами.
Кроме ретийских бригантов известны бриганты Британии. На севере Британии бриганты занимали обширную территорию – нынешние Йоркшир и Ланкашир. До прихода римлян у тамошних бригантов было сильное государство [https://en.wikipedia.org/wiki/Brigantes, https://ru.wikipedia.org/wiki/Бриганты]. Имеется длинный список правителей Бригантии, начиная с 80 года до н. э. Имена правителей похожи на валлийские. Если британские бриганты были родичами ретийских, то разделение племени, видимо, произошло очень давно.
Можно предположить, что бриганты были киммерийским (западно-кельтским племенем), но в то же время есть некоторые основания счесть их кельто-литовским племенем. Так столицей британских бригантов был город Эборакум (Йорк). Возможно, этимология названия города та же, что и у племени эбуронов, которых я считаю литовским племенем (смотрите мой перевод «Германии Магна» Птолемея части III и V). Толкования этнонима «бриганты» из валлийского языка – «сильный», «высокий», «король» - вполне могут относиться к племени пришлых завоевателей. Из литовского языка толкования этнонима проще: «кочевники» (бродяги), «лоси» (тотемное животное), «черкающие» (воины, наносящие резаные раны врагам), «рисующие» (то же, что и «пикты» - наносящие отличительные знаки на свое тело), «рассветные» (восточные).
Бриганты, жившие в Ретии в эпоху Птолемея, вполне могли быть уже славянизированы. В этом случае их этноним принимал бы значение «береговые анты».

** На карте Густава Дройзена сованеты показаны как Suaneti (суанеты). Исходим из того, что сованеты и их соседи риговскаи были литвой. Существует некоторая антитеза между названиями этих племен, если исходить из литовского языка. Так литовское слово regos (зрительный, зримый), от которого, возможно, произошел этноним «риговскаи», является антонимом к слову sova (спрятанный, захороненный). Так что этноним «риговскаи» (регоскаи) означал, видимо, «живущие в доступных открытых местностях», а сованеты – это «народ, спрятанный (в горах)».
«Сованеты» может также толковаться, как «народ, живущий в пещерах». В литовском языке šova (пещера), и как об этом мы уже писали в предисловии в одном из диалектов ретийского языка, в камунском языке есть слово «цуй», родственное šova, которое тоже означает «пещера».
Впрочем, возможно и другое толкование. «Сованеты» - «свое племя» от литовского save или славянского «свои». Слово «нет» в этом и других этнонимах Винеделики означает «племя» (народ).
«Нет» родственно латинскому nātiō (нация), чешскому neteři (племянники) и общеславянскому «наши». Ранее в русском языке существовало слово «нашень» (свои люди, родичи, друзья). «Нашень» звучало почти так же, как англичане произносят слово nation.
Местоположение сованетов Густав Дройзен, очевидно, связывал с долиной Зафинталь (46 градусов 40 минут широты и 9 градусов 20 минут долготы от Гринвича), лежащей в междуречье истоков Рейна (Передний и Задний Рейны). Место довольно глухое и труднодоступное. Фонема «Зафин» явно имеет сходство с фонемой «сован». И нам остается только согласиться с этим.
Риговскаи, очевидно, жили ниже по течению Рейна в более веселых местах. Латинское название племени ругуски (Rugusci) выдает вторую этимологию этнонима: «рогачи», по-литовски ragočius. Возможно, тотемом племени был олень, бык или какое-то другое рогатое животное. Возможно, Ниже сованетов по Рейну имеются топонимы Бад-Рагац и Рагнач. И именно там историки-профи локализуют данное племя.

*** У меня есть обоснованное предположение, что этноним Καλουκωνες (каловконы) связан с литовским kalviai (кузнецы). Такие этно-профессиональные названия племен часто встречались в древней Германии (смотрите мою статью «Германия Магна» раздел «Племена»). Наиболее близким по значению к этнониму «каловконы» является этноним «ковадои» (квады). Ко времени Птолемея и Тацита квады были уже германизированы, но в своей основе название племени было славянским и означало «кузнецы» (ковщики). Это подтверждается еще и тем, что ковадои, по информации Птолемея, владели железоделательными мастерскими.
url="/uploads/images/default/re3.jpg"]

[/url]
Главная территория каловконов располагалась, очевидно, в долине реки Альбула. Из латыни название реки толкуется как «Белая». Но из литовского языка она с еще большим основанием толкуется как «Оловянная» или «Свинцовая». В бассейне этой реки разрабатывались несколько месторождений свинцово-цинковых руд. (Смотрите историческую карту минеральных ресурсов Швейцарии). Имелось здесь и месторождение меди, а также два месторождения железа. В долине реки имеются топонимы, указывающие на их прошлое именно в древние рето-литовские времена: Альваной (Оловянный), «Альванойбад» и «Альфашайн». Название селения Зильс (в устье Альбулы), немного выше Зильса по Альбуле названия селений Золас и Залинс, а также селения Залуф (на речке Юлия, притоке Альбулы) можно сопоставить с литовским žalvaris (латунь, бронза). Ниже устья Альбулы по Рейну стоит селение Мазанс, название которого похоже на misiņš – название бронзы и латуни на латышском языке.
Однако интереснее всего там название селения Бринц-Бринцаунс, которое можно сопоставить со славянским «бронза». Вопреки Фасмеру считаю слово «бронза» изначально славянским, связанным со словом «бронь» (доспехи, оружие). Опираюсь на исследование этого вопроса Г.М. Тележко «К этимологии русского названия бронзы» [7universum.com›ru/philology/archive/item/5973]. По мнению Георгия Тележко, с которым я полностью согласен, распространение бронзы в Европе было связано с переселением славян из Малой Азии, почему это слово было усвоено большинством европейских языков. Наличие в долине Альбулы топонима «Бринц-Бринцаунс» (думается, что это два слившихся воедино отдельных топонима, означавших «Бронза» и «Бронзовый»), вероятно, указывает на начавшийся процесс славянизации каловконов. Усвоение славянского «бронза» в форме «бринц» вполне объясняется склонностью литовского языка (подобно украинскому) к икавизму.

**** Венноны, видимо, были самыми славянизированными из ретов, может быть, отчасти прямыми потомками венетских переселенцев с Адриатики. Возможно, сами себя они называли «веняне». По-моему мнению, веннонов можно локализовать в долине Энгадин. Долина Верхний Энгадин находится в центре старой Ретии. Чуть к западу от нее находится область каловконов.
В настоящее время Энгадин населен преимущественно рето-романским меньшинством Швейцарии. Этот народ говорит на испорченной латыни. Но, разумеется, до римского завоевания и последующей ассимиляции местное население говорило на другом языке. Ученые-профи считают, что это был западно-кельтский язык. Но, скорее всего, в Энгадине говорили на одном из славянских диалектов. Здесь есть топонимы, похожие на славянские. Например, Цернец (Чернец), Ливиньо (вероятнее всего, древнее название реки Шпёль), Рамош (от славянского слова «раменье», «рамешный», то есть «лесной») и т.п.
Ну, а сам топоним «Энгадин» прежде звучал как «Эниатина» [en.wikipedia.org›Engadin]. Его можно истолковать как «Отчина вене». Этноним «венеты» имеет вариант произношения «энеты». Следовательно, и сокращенное «вене» могло произноситься как «эне». Славянское «атя» (смотри статью «отец» в словаре Даля) аналогично переходу слова «отец» в «отчизна» или «отчина» могло переходить в «атина».
В противоположность моей версии можно предполагать, что топоним «Эниатина» связан с гипотетическим западно-кельтским названием реки Инн – En (вода) [de.wikipedia.org›Inn]. От этого En, по мнению ученых, пошло римское название Инна – Aenus. Но в верховьях Инн назывался иначе – Oenus. Полагаю, что название Инна в пределах Ретии имело в своей основе литовское vonia (купание) с исчезающим звуком “v”. Оно родственно кельто-киммерийскому en. Рето-славяне могли называть Инн-Ония просто «Он». Возможно еще, что этноним «венноны» означало «вены Она» (венеты с реки Он).
Ниже веннонов по течению Инна обитали их сородичи генауни. Венетов часто называли «генетами». А, значит, был возможен фонетический переход «венноны – генауны». Восточнее веннонов также обитали их родичи веносты. Их знаковым топонимом является долина реки Адидже Валь-Веноста. Гидроним «Адидже» можно истолковать из славянских языков как «Водища». Другой похожий гидроним северной Италии – «Адда» - толкуется как «Вода». Очень важно, что славяне и ныне живут в долине Валь-Веноста.
-----------------

Окончание в следующем посте.

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Был ли Петр I грузином?
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Новая версия. Почему славяне суть нарцы
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (окончание)
 РЕТИЯ. Клавдий Птолемей. Руководство по географии, книга II, глава 12 (начало)
 О чехах и белочехах
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Скандинавия
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города вблизи Дуная
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Города на широтах Богемии
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Древние города северной Германии и Польши
 Клавдий Птолемей. Германия Магна. Племена
 Архив сайта
 Декабрь 2018
 Ноябрь 2018
 Октябрь 2018
 Сентябрь 2018
 Август 2018
 Октябрь 2017
 Август 2017
 Май 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2018