Главная  

Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)

Как и когда территории Румынии и Молдавии утратили статус славянских земель? На этот счет точных данных нет. По поводу Молдавии этот вопрос не слишком интересовал российских и советских ученых, хотя «Повесть временных лет» (ПВЛ) указывает, что на Днестре еще в X – XII веках жили весьма многочисленные племена уличей и тиверцев [imwerden.de›pdf/povest_vremennyx_let.pdf]. Согласно списку племен «Баварского Географа» [vostlit.info›Литера Б] только уличи (Unlici) имели 418 городов. Но в то время, как по вопросу о происхождении молдаван дискуссий почти не ведется, имеется целый ряд версий о происхождении румынской нации и языка (косвенно это затрагивает и молдаван).

II. Румыны - не коренное население Дакии

В сущности, первая и третья версии, принадлежащие преимущественно румынским историкам, дополняют друг друга. Версия о близости латыни и дакийского языка явно возникла под влиянием критики Автохтонной дакийской теории, так как одним из первых аргументов против этой теории было: «Дакия находилась в составе Римской империи слишком короткий промежуток времени, недостаточный для романизации». И то, что третья версия этногенеза румын считается наименее вероятной, является одновременно ударом и по Автохтонной теории.

Римляне завоевали Дакию при императоре Траяне в 107 г.н.э. Под властью Рима страна была около 170 лет. Из них сто лет пришлось на военные действия, вызванные восстаниями даков, поддерживаемых соседними племенами. В конце концов, римским императорам стало ясно, что Дакию не удержать. В 271 году н. э. римский император Аврелиан принял решение эвакуировать на правый (южный) берег Дуная римские войска и гражданское население, где на территории Мёзии и Фракии были созданы две новые правобережные провинции: Дакия Прибрежная (лат. Ripensis) и Дакия Внутренняя (лат. Mediterranea) [ru.wikipedia.org›wiki/Римская_Дакия ]. В таких условиях явно невозможно формирование дако-латинской общности, о которой говорится в Автохтонной теории. И если часть даков все же подверглась романизации, то в 271 году им пришлось уйти на юг вместе с римскими поселенцами, так как другие даки, оставшиеся непокоренными, могли рассматривать их как предателей и поступить с ними соответственно этому статусу.

С того времени Дакия перешла под контроль германских племен – готов, вандалов и, главным образом, гепидов, образовавшим на территории бывшей Римской Дакии свое государство Гепидию [ru.wikipedia.org›Гепиды ]. Господство германцев продолжалось до прихода гуннов, которые сначала разбили восточных готов короля Эрманариха [ru.wikipedia.org›Германарих], а затем, пройдя через Нижне-Дунайскую низменность, вторглись в Паннонию [ru.wikipedia.org›Гунны]. Произошло это около 380 г.н.э. Таким образом, даки могли подвергаться германизации в течение 120 лет или более того, потому что часть германцев многие годы оставалась в этих местах и после гуннского завоевания. Но в румынском языке, как утверждается выше, практически нет германских включений.

После германцев в Дакию пришли славяне. Славяне-анты в ту пору были союзниками гуннов. До прихода гуннов анты были вынуждены подчиняться готам Эрманариха. Но после разгрома остготской империи они обрели независимость. Готы не могли с этим смириться, и их король Винитарий разбил войско антского вождя Божа, распяв затем его самого и 70 других антских старейшин [ru.wikipedia.org›Анты ]. Гуннский каган Баламбер, узнав об этом и вернувшись с войсками из Паннонии, в свою очередь разбил и убил Винитария [Иордан. Гетика. 248]. После смерти Винитария анты вновь обрели силу и, очевидно, начали заселять территории современной Молдавии и Румынии. Господство славян продолжалось, по-видимому, до XIV века, когда первый господарь Валахии Мирча I Старый из горного Тырговиште [ru.wikipedia.org›wiki/Мирча_I_Старый ] отвоевал низменные территории Валахии от устья Дуная до Железных ворот. Но и после этого славянское влияние в Валахии сохранялось до середины XIX века. Очевидно, большая часть валашской знати – бояр - была славянской крови. Да и сама первая столица «румынской» Валахии Тырговиште, судя по названию, была некогда славянским городом.

Тем не менее, некоторые румынские историки создали популярную легенду о том, как потомки римских легионеров в союзе с даками, оттесненные в горы славянами, собрались там с силами и осуществили обратное завоевание, причем задолго до княжения Мирчи Старого. Вначале эта версия казалась мне вполне правдоподобной, тем более, что в «Повести временных лет» будто бы говорится о том, что некие волохи (валахи?), якобы, напали на дунайских славян и учинили над ними насилие. Неясно было, откуда появился родственный латыни румынский язык, если со времен римского завоевания Дакии после эвакуации Аврелиана, не осталось никого из потомков римских легионеров и поселенцев?

Однако более внимательный анализ посеял сомнение. Постепенно сформировалась другая версия. Согласно этой версии не было валашской реконкисты, направленной против славян. Валахи не являются потомками дакийских женщин и римских легионеров, пережившими в Дакии столетия германского и славянского владычества. Именно славяне (славянские воины) сыграли в I тысячелетии нашей эры решающую роль в формировании валашской (румынской) и молдавской народностей. Доказательству этих положений и посвящена данная статья.

***

Сторонники непрерывности сохранения романоязычного населения в Дакии имеют в подтверждение своей гипотезы не слишком много фактов. Например, они полагают, что в их пользу свидетельствует найденный в Карпатах так называемый «Бьертанский дар» IVв. н. э. - подсвечник с надписью на латыни [ru.wikipedia.org/wiki/Бьертанский_дар]. Ясно, что вещица могла попасть туда и в качестве добычи германских или славянских воинов.

Также считают одним из самых ранних письменных свидетельств сохранения латыни на Балканах фразу «τόρνα, τόρνα, φράτρε» («Торна, торна, фратре» или латиница «Torna, torna fratre» - букв. перевод.: «Поворачивай, поворачивай, брат»), зафиксированную греческими военными хронистами в 587 году [ru.wikipedia.org/wiki/Балканская_латынь]. Мы не будем отрицать, что в VI веке в Дакии можно было найти людей, говорящих на балканской латыни. (Хотя греческие хронисты на слух вполне могли спутать «фратре» с «брате» (звательный падеж), а «торно», например, могло быть и славянским словом «дурно»).

Говорили, что этот возглас издал местный, мобилизованный византийской армией погонщик, обращаясь к своему непослушному ослу. Издал он его настолько громко, что всполошил славянских часовых возле лагеря, к которому отряд ромеев хотел подойти незаметно и напасть врасплох. Предупрежденные криком славяне в свою очередь напали на ромеев и уничтожили отряд. Так что эпизод мог дойти до византийских штабных хронистов лишь как слабо подтвержденные слухи.

Но вопрос - обитали ли романоязычные в Дакии в IV или V веках н.э.? - остается открытым.
Поэтому начнем с вопроса об иллирийском или дако-албанском субстрате, теория которого признается большинством исследователей происхождения румынской нации. В языке румын, якобы, есть около 160 албанских слов [ru.wikipedia.org/wiki/Дакский_язык]. Но, спросим, что собой представляет этот албанский язык? Конечно, лингвисты относят его к индоевропейской языковой семье, но там он стоит особняком. Изучение словаря этого языка показывает, что до 80% слов там составляют заимствования из греческого, латыни и славянских языков – то есть это настоящее эсперанто. Об огромном проценте заимствований пишет и «Википедия» [ru.wikipedia.org›wiki/Албанский_язык ].

О том, каков был самый древний прототип албанского языка вообще трудно говорить. Вполне можно предположить, что это было одно из скифо-иранских наречий. Сами албанцы называют себя шкиптар [ru.wikipedia.org›wiki/Албаны].

Древнее имя осетин (самоназвание «ирон») - «аланы» [ru.wikipedia.org›wiki/Осетины], то есть почти албанцы. На Кавказе у самой иранской границы некогда существовала кавказская Албания или Арран. Однако ученые относят язык кавказской Албании к иберо-кавказской семье. О том, что кавказские албанцы могли мигрировать в Западную Европу, по-видимому, свидетельствуют древние названия областей Шотландии – Албания и Арран [ru.wikipedia.org›wiki/Кавказская_Албания].

Впрочем, мы вовсе не отрицаем, что албанские слова могли попасть в язык румын. Албанцы близкие соседи румын, они живут в разных странах, их колонии есть даже в Украине. При турецком владычестве много албанцев служило туркам на территории Валахии. Однако был ли древнеалбанский язык иллирийским и близким к дакскому остается открытым.

Что мы знаем об иллирийских языках, к которым относят и дакский язык и язык предков албанцев? Фактически ничего [ru.wikipedia.org›wiki/Иллирийские_языки ]. Отсюда и наше сомнение по тезису Автохтонной теории: «От языка дако-гетов в современном румынском осталось около 200 слов». Как вообще можно определить, какие слова в языке современных румын имеют бесспорно гето-дакийское происхождение? Не существует надписи не то, что сделанной на двух языках (билингвы), один из которых уже знаком исследователям, но и вообще сколько-нибудь пространной надписи, о которой известно, что она сделана именно на дакийском языке. Самая большая предположительно дакийская надпись состоит из двух слов, одно из которых имя [ru.wikipedia.org›Дакский язык].

Топонимы обычно имеют древнее происхождение. Сильными доказательствами некоторой близости албанского и дакского языков являются топонимы Молдавии. Так, например, албанское слово kodёr (холм) можно сопоставить с названием возвышенности Кодры. А название самой Молдовы с албанским же mal (гора) - Западная (румынская) Молдавия гориста. Но являются ли данные топонимы исключительно албанскими?

«Кодры» вполне соотносится с английским haed (голова, вершина) и немецким Hut (шапка, вершина). Причем в древнескандинавском варианте английское «хедс» (вершины) передавалось бы как «хедур». А готы, гепиды и вандалы, как известно, были родом из Скандинавии. Албанское mal странным образом соотносится с исландским muli (высокая, крутая гора), а также с немецкими Mulde (речная долина), Mold (земля). Последнее слово походит на топоним Молдова больше, чем албанское mal. Кстати, Молдавой немцы еще называют чешскую реку Влтаву.

О господстве германцев на территории Дакии в III-IV веках н.э. мы уже говорили выше. Но не могло ли быть так, что язык даков, как, впрочем, и древних албанцев, еще до прихода римлян, славян, а также готов и гепидов имел какое-то отношение к германской языковой группе?
Имеются достоверно дакийские топонимы и имена. Они известны из римских источников, и топонимы указаны на исторических картах германского историка Густава Дрозена [Gustav Droysen (1838 — 1908). Allgemeiner historischer Handatlas in 96 Karten mit erläuterndem Text Bielefeld, Velhagen & Klasing 1886, S. 16]. И вот странность. Все они хорошо толкуются опять же из германских языков, как топонимы «Кодры» и «Молдава».

Известно, что названия дакийских населенных пунктов чаще всего оканчивались на слово dava [ru.wikipedia.org›Даки]. Его можно сравнить с английским down – «склон» (холм) и «низина» (долина). Возможно в данном случае также толкование «город» (town). Вот как толкуются названия дакийских городов из германских языков. Singidava (singen – петь) – «Песенная долина» (сравните с польским топонимом «Пясница»). Argidava (arg – плохой, злой) – «Злой город» (сравните с русским топонимом «Злобино»). Pelendava (Pelle – кожа) – «Город кожевенников» (сравните с украинским топонимом «Кожемякино»). Rusidava (возможно, от слова Rust – оружие) – «Город оружейников».

Кроме топонимов на «дава» в Дакии было еще несколько топонимов, которые тоже легко толкуются из германских языков. Brucla – от немецкого слова Bruck (мост). Drobeta – от немецких слов droh (грозный) и Bett (логово). Этот топоним можно сравнить с немецким Wolfsscanze (Волчье логово).

В Дакии были также три города, названия которых, видимо, можно связать с названиями известных германских племен. Это Germisara (гермундуры или германцы), Marcodava (марсаки, маркоманы) и Patavissa (батавы). Но, возможно, последний топоним был связан с военным поселением батавов, которые служили в римской армии.

Важным подтверждением нашей гипотезы о германском происхождении дакских топонимов является название города Napoca. Это современный Клуж на быстрой горной реке Сомешул. По нашему мнению, топоним происходит от германского Nappe (струя). С германским названием перекликается славянское название города – «Клуж», которое явно означает «ключ», то есть родник (то есть опять таки "струя"). Очевидно, в районе Напоки-Клужа струей бил мощный ключ. Готы и гепиды, пришедшие на землю даков после римлян, не стали изменять этот понятный им топоним. Славяне же, сменившие германцев, перевели название города на свой язык. Такое иногда встречается в истории. Например, литовцы издавна называли город Кёнигсберг (Королевский город) - Karaliaučiaus (Королевский), а поляки и другие славяне его же называли «Крулевац».

И, наконец, прославленная столица Дакии Sarmizegetuza. Имеется голландское слово kermis – «ярмарка». По-немецки, ярмарка называется Messe. Второе значение обоих слов – «справедливый» или «законный». Отсюда мы полагаем, что частица ker- в голландском варианте происходит от heer (господин, государь). То есть kermis означает «ярмарка с согласия и под защитой господина (государя)» или проще «королевская ярмарка». В то же время известно, что в европейских языках вариантом произношения слова heer является слово sir (в русской транскрипции - сэр, сар). Таким образом, в топониме Сармизегетуза, по нашему мнению, прежде всего, есть указание на присутствие там дакийского государя.

Слово getuza можно сравнить с немецким Tausch или Getausche (обмен). Обе части названия превосходно согласуются по смыслу и могут применяться в названии большого столичного города, где происходят главнейшие ярмарки страны, а торговля ведется после уплаты пошлин. В настоящее время населенный пункт на реке Бэриу (южном притоке Муреша), где стояла дакская Сармизегетуза [en.wikipedia.org›Википедия›Sarmizegetusa_Regia], называется Костешти. Это сегодняшнее название можно сравнить с германским Kosten (расходы, проба). И то и другое значение термина может быть применено к процессу взимания пошлин, совмещенному также с проверкой качества товара.

url="/uploads/images/default/dakiya1.jpg"]

[/url]

Ну а имя великого гето-дакийского вождя царя Дакии в 82 г. до н. э. — 44г до н. э. Буребисты [dic.academic.ru/dic.nsf/sie/2647/БУРЕБИСТА], который строил Сармизегетузу, похоже на имя прославленного вождя свевов Ариовиста [ru.wikipedia.org/wiki/Ариовист]. Оно также очень прозрачно толкуется из архаичных германских диалектов как «Лучший из рожденных». Бур и Бор – имена деда и отца скандинавского бога Одина [Скандинавская мифология. Космогония. www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/52], означающие «родитель» и «рожденный». «Биста» (виста) сопоставляется с немецким beste (лучший). Имя другого вождя даков Децибала толкуется из англо-саксонского языка как «Дакийский бык» (Daci – bull).

Известно имя дакийского бога грозы – Гебелейзис [ru.wikipedia.org›wiki/Гебелейзис]. Считается, что имя исходит от индоевропейского корня *g’heib (свет, молния). Не менее вероятно, что в основе лежит немецкое Gebell (ругань, ворчанье). Гром - «ворчун», таков его эпитет (у исландских скальдов подобные эпитеты назывались «хейти»). Гебелейзис (Гебелейзих) был «ворчащим богом». Возможно, это был всего лишь эпитет бога, имя которого было нельзя произносить всуе. Еще лучше толкуется "Гебелейзис" как имя бога грозы и дождя, если считать, что это комбинация немецких слов geben (давать) и Lese (сбор урожая). То есть "Гебелейзис" = "Дающий сбор урожая".

Еще одним эпитетом дакийского бога грозы, как мы считаем, являлось имя Салмоксис [ru.wikipedia.org›wiki/Залмоксис]. По информации Геродота, Салмоксис у гетов, сородичей даков, был культурным героем, а впоследствии признан богом. Но там же Геродот прямо говорит, что Залмоксис это второе имя бога Гебелейзиса [Геродот «История» IV. 93-96].

Имя Салмоксиса хорошо соотносится с английским solemn (святой, торжественный). Solemn - производное от скандинавского sol (солнце). В целом из германских языков имя Салмоксис истолковывается как Solem-ox (Священный бык). Связь с именем Гебелейзиса прослеживается в варианте Самолксис. Это произношение имени бога бытовало наряду с первым. Английское слово sam означает «увлажнять» и, в частности именно зерно (посевы!). В целом имя Самолксис видимо расшифровывается как Sam-holy-x – буквально «увлажняющий святой» или «приносящий влагу бог». Окончание –х (икс) здесь прекрасно соотносится с обычными немецкими окончаниями –ch или -g (например, в имени Friedrich или прилагательным heilig).

Но все это лишь эпитеты бога грозы и дождя. Каково могло быть настоящее его имя?

Название дакского города Тирна вполне могло быть связано с именем германского бога войны Тира или в скандинавском варианте – Тюра. Тюр (в некоторых германских племенах его еще именовали Циу (Тиу) и Тивац) некогда был главным богом германских племен [ru.wikipedia.org›Тюр и godsbay.ru›vikings/tyr.html]. Римляне отождествляли его с Марсом. Лишь позднее Тюра-Марса оттеснил с первого места Один-Гермес. В Тирне, вероятно, было святилище этого древнейшего предводителя германских богов. То же самое можно сказать и о городе Тиацум (Тивац). Причем германская фонема «Тивац» очень близка к фонеме «Зевс». Зевс же был богом грозы и отождествляется с германским Тором. Если же учесть сходство имен Тира и Тора, то можно предположить, что Тир первоначально был не только богом войны, но также богом грозы, дождя и плодородия. Подобная коллизия имела место и с римским богом войны Марсом [ru.wikipedia.org›wiki/Марс_(мифология)]. Так что, по нашему мнению, именно бог Тир у гето-даков носил прозвища Гебелейзис (Гебелейзих) и Салмоксис-Самолксис (Самхоликс).

Если говорить о топонимических следах других германских богов в Дакии, то в городе Бурридава, вероятно, чтили бога Бури - прародителя людей и деда бога Одина. Ну, а в городе Ацидава (Асидава) могло быть общее святилище всех германских богов-асов [ru.wikipedia.org/wiki/Германо-скандинавская_мифология].

О присутствии во Фракии племен, которые были сродни германцам, косвенно говорят и другие источники. Так в «Истории» Геродота говорится о том, что вожди некоторых фракийских племен (к которым в те времена точно относили гетов и, возможно, даков) поклоняются Гермесу [Геродот. V.7]. Гермес или Меркурий отождествляется с Одином. Германцы были, видимо, единственным европейским народом, который поклонялся богу дальних странствий как главному богу своего пантеона.

Древнюю связь германцев с фракийскими и фригийскими племенами можно также усмотреть в именах германских богинь Фрейи и Фриги. Известно, что жен, особенно жен вождей, часто выбирали среди представительниц соседних племен, с которыми хотели иметь союзнические отношения. Женами воинов часто становились их пленницы, взятые в соседних враждебных племенах. Матери Одина и Тюра, например, были из враждебного асам племени турсов. Фрига могла быть взята Одином у фригийцев, родичей фракийцев, живших в Малой Азии.

Любопытно, что в известной из греческой истории малоазиатской области Магнесия протекала река Герм. А как раз напротив устья Герма в Эгейском море расположен остров Скирос, название которого можно сопоставить с названием германского племени скиров или со скандинавским словом «шхеры» (острова). Далее, одно из племен, участвовавших в формировании персидской народности, называлось «германии» [Геродот. I.125].

Практически во всех кавказских языках можно найти значительное число важных германских слов. Так, например, осетины море называют «фурд», что можно сопоставить со скандинавским «фиорд». Гора по-осетински называется «хох», что можно сопоставить с немецким Hohe (высота). Бык на азербайджанском языке называется öküz (окюз), а на немецком – Ochse и на английском ox. Одним из главных богов древних осетин был Уастырджи [ru.wikipedia.org›wiki/Уастырджи], имя которого следует сопоставить с именем скандинавского бога Аса-Тора. Очевидно, стоит поверить сведеньям, которые поместил в своей книге «Круг земной» средневековый исландский поэт и ученый Снорри Стурлусон [ru.wikipedia.org›wiki/Снорри_Стурлусон]. Скальд утверждал, что Один, которого он считал смертным человеком и вождем, пришел со свои народом на север с далекого юга из Великой Свитьод (Великой Швеции на юге).

Поэтому, видимо, не стоит удивляться наличию в албанском языке слов германского происхождения, если албанцы пришли с Кавказа. Впрочем, если албанцы всегда жили на Балканах и были сродни дакам, то и в этом случае удивляться тоже не приходится.

В конце концов, есть у нас и литературный источник, который почти прямо указывает на германское происхождение даков. Это «Гетика» готского историка Иордана. Там говорится, что геты Фракии были сродни готам Скандинавии. Возможно, в «Гетике» есть и преувеличения и даже искажения, но в главном Иордан мог, как мы теперь думаем, не ошибаться. Верим же мы Иордану, когда он пишет о прошлом славян. Следовательно, геты могли быть германцами. И в то же время геты всеми признаются близкими родичами даков [ru.wikipedia.org›wiki/Гето-даки]. В последний период своего существования геты жили севернее Дуная и, вероятно, слились с даками в один народ [ru.wikipedia.org›Википедия›Геты].

Из всего этого можно сделать тот вывод, что дакийский язык, а также родственный ему (возможно!?) древнеалбанский, если и не были вполне германскими, все же могли стоять по отношению к германским языкам так же, как литовский язык стоит по отношению к славянским. Они не могли быть близкими к романским языкам. В случае признания родственности дакийского и германского языков, отсутствие германизмов в современном румынском языке доказывает, что даки не были предками румын. Точно так же как предки румын не могли обитать на северном берегу Дуная и во времена господства германцев V-VI веках н.э., как об этом сказано в возражениях против Автохтонной (Дакийской) теории происхождения румын. И это окончательно закрывает вопрос о возможности дако-римского автохтонного происхождения румын.

Очевидно, даки действительно были истреблены или подвергнуты романизации после завоевания Дакии римским императором Траяном. И в том и в другом случае они не могли остаться в Дакии после эвакуации, проведенной императором Аврелианом.

Если в Дакии и осталось некоторое количество коренного населения, то оно либо вообще не говорило на латыни, либо забыло ее за 120 лет германского владычества. Романизация (очевидно, неглубокая) исчезла позднее и на южном берегу Дуная. Так что странно верить, что языковое романское влияние непрерывно сохранялось после лишь 170 лет «римской оккупации» в Дакии, в то время как в Мёзии, где владычество римлян началось раньше и продолжалось гораздо дольше, его следов почти не осталось.

Дорогие друзья-читатели. К этому моменту статью прочли уже десятки человек. Но нет ни одного отзыва, ни одной оценки. Прошу вас давайте хотя бы оценки. Это не так уж сложно, не правда ли? Дорогие друзья. Если Вы хотите поставить положительную оценку, надо нажимать на пятую звездочку справа.

 (Голосов: 10)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Кто такие ваны? (начало)
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 О происхождении саксов (начало)
 Был ли Петр I грузином?
 Новое на сайте
 АВАНТЮРА И ЦИНИЗМ. ЗАЧЕМ ПРАГА "ВОССТАЛА" ПРОТИВ НЕМЦЕВ 5 МАЯ 1945 ГОДА
 О происхождении слова «корабль»
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 3
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 2
 Иллирия и Далмация по Клавдию Птолемею. часть 1
 К вопросу о рабстве в Древней Руси
 Европейская Сарматия. Часть 2.
 Европейская Сарматия: народы и города. Часть 1
 Славянские гидронимы Северной Италии
 Этноним «славяне» имеет в качестве одного из значений выражение «своя кровь»
 Архив сайта
 Май 2021
 Ноябрь 2020
 Октябрь 2020
 Июль 2020
 Июнь 2020
 Май 2020
 Январь 2020
 Октябрь 2019
 Август 2019
 Май 2019
 Апрель 2019
 Март 2019
Александр Козинский  ©  2014-2020