Главная  

Мои научные доклады по древнейшей истории славян

Здесь опубликованы два моих научных доклада, сделанных на заседаниях Евразийского клуба в аудитории Урало-Сибирского дома знаний в моем родном городе Челябинск. Доклады небольшого объема. Затрагиваются темы происхождения поляков и словаков на основе новооткрытых мной данных при переводе труда александрийского ученого II века н. э. Клавдия Птолемея "Руководство по географии". Полагаю, что это и в самом деле настоящие научные открытия (по крайней мере для российской науки). Полагаю, что западным ученым эти сведения были известны давно, но злостно замалчивались ими.

Новообнаруженные названия славянских племен на картах Тацита и Птолемея
Доклад для заседания Евразийского клуба г. Челябинска
Январь 2017 года
Александр Козинский

Хорошо известно, что западные и, в особенности, германские историки постоянно отказывали славянам в праве на древность происхождения. По их мнению, славяне как-то вдруг неизвестно откуда появились на исторической сцене в VI веке нашей эры и заняли территории, принадлежавшие другим более древним народам.
Свое отношение к этому вопросу они мотивировали ссылками на труды двух наиболее авторитетных античных писателей историка Публия Корнелия Тацита (середина I – начало II века нашей эры) и географа Клавдия Птолемея (II век нашей эры). Первый написал обзор «О происхождении и местоположении германцев» или просто «Германия». Второй издал капитальный труд «Руководство по географии», в котором тоже имеется обзор народов практически всего известного тогда мира, в том числе земель, населенных германскими племенами – так называемая «Германия Магна» (Великая Германия).
Среди народов, упомянутых этими двумя учеными, славянами принято считать лишь венетов или венедов, обитавших на Балтике. Германские историки исходили из того, что немцы издавна называли славян вендами, а финские народы называли и называют русских «вене». Однако в последние десятилетия появились историки, в том числе и российские, которые ставят под вопрос уже и славянство венедов. Так авторитетный историк Федор Шелов-Ковеляев призывал на страницах сборника «Свод древнейших письменных известий о славянах» искать под именем венедов некий субстрат неславянского происхождения, имя которого славяне унаследовали, как например, немцы-пруссаки унаследовали имя древних прусов-литвы. То же самое повторили и другие авторитетные российские слависты, дававшие свои предисловия к разделам «Свода».
Дошло до того, что редакторы «Свода» обратились к сторонникам классического российского взгляда на славянство венедов углубить свои доводы в пользу этого. Лично я последовал этому приглашению на страницах своего блога kozinsky.ru. Но сегодня я хочу поговорить не о венедах.
Среди прочих племен Свебии Тацит назвал германцами племена лугиев. Германские историки охотно поддержали это не слишком уверенное утверждение римского историка, никогда не бывавшего в Германии. Известное славянское племя лужичан они определили как пришельцев с востока, присвоивших себе земли и имя германцев лугиев после того, как те были истреблены гуннами Атиллы. И их не слишком беспокоило, что в германских языках нет адекватных этимологий для этнонимов «лугии», «гельвеконы», «гарии». Два последних этнонима это названия племен, входивших в племенной союз лугиев. Зато они обращали первоочередное внимание еще на два названия лугийских племен, которые на первый взгляд кажутся германскими, - «манимы» и «наганарвалы».
Не отрицая того, что союз племен лугиев был, скорее всего, полиэтническим, сегодня я намерен доказать, что именно наганарвалы были в нем славянами и именно они были непосредственно предками поляков.
На карте Германии Магна, составленной авторитетным германским историком XIX века, Густавом Дройзеном, наганарвалы локализованы в районе Свентокшистских гор (гор Святого Креста). Я тоже пришел к выводу, что эти горы, действительно, находились во владениях наганарвалов.
Пожалуйста, карту 001.

url="/uploads/images/default/001a.jpg"]

[/url]

При этом мы, думаю, оба исходили из того, что наганарвалы владели важнейшим на этих территориях языческим святилищем богов-братьев Алков. Известно, что христианские миссионеры, борясь с языческими культами, располагали новые свои церкви на местах языческих капищ. Так было и в данном случае. На горах Святого Креста имеется ряд монастырей в тех местах, которые, скорее всего, были местами поклонения язычников. На самой высокой горе этого хребта – на Лыснице – находится монастырь Святого Креста, по имени которого горы получили свое современное имя. Но и в языческой древности горы, очевидно, тоже назывались Святыми.
Древние литовцы приносили жертвы обычно на вершинах гор (холмов). В литовском языке существует специальный термин aukakalnis (жертвенная гора). От этого kalnis, очевидно, происходит название города Кельце (Келнце) на южных склонах Свентокшистских гор.
Полагаю, что священная роща Алков находилась немного к западу от Кельце на горе, носящей теперь название Карчовка. Название это закрепилось за горой, очевидно, после того как на ней были уничтожены священные дубы рощи Алков. И на горе ныне, как следовало ожидать, располагается монастырь, носящий мрачное название Черный. Пожалуйста, карту 002.

url="/uploads/images/default/002a.jpg"]

[/url]

Этноним «наганарвалы», действительно, походит на германский. Нарвал это небольшой северный кит с длинным зубом, похожим на меч. «Нагель» - по-немецки «гвоздь». Так что обе части слова «наганарвалы» походят друг дружке идеально. Нарвал мог бы быть превосходным тотемом германского морского народа.
НО. Во-первых, наганарвалы не были морским народом. Во-вторых, имя их богов – Алки – является литовским по происхождению. «Алками» в Литве называли места для принесения жертв богам или сами жертвы. В Литве существует легенда о братьях богах Патолсе и Потримпсе.
Далее, Свентокшистские горы по координатам примерно совпадают с горами, которые у Птолемея вроде бы обозначены как «Асцибургиус монс». Дройзен почему-то поместил эти горы южнее, вровень с Судетами. Между тем, «Асцибургиус монс» у Птолемея на 54-м градусе широты, а у Дройзена на 50-м градусе.
Пожалуйста, карту 003.

url="/uploads/images/default/003a.jpg"]

[/url]

Название гор кажется, на первый взгляд, германским. НО на литовском языке есть слово aiškiai (ясный). Любой лингвист подтвердит фонетическое сходство между «айшкиай» и «асци». Но есть и смысловое сходство, так как в польском языке слово «ясны» и «свентны» (святой) являются синонимами. Знаменитый монастырь в Ченстохове называется Ясногурским.
Таким образом, в топониме «Асцибург» германским является только «бург» (гора). Что ж, и это немало. Можно предположить, что название гор смешанное – литовско-германское. Возможно также, что германцы усвоили себе и культ литовских богов. Язычники всегда уважительно относились к чужим богам. Это было нормой. И римлян-язычников возмущала в евреях и христианах не столько их вера, сколько неприятие чужих вер.
Все так. Но вот мне попала на глаза карта Германии Магна. Ее можно найти в интернете на поисковые слова Geography (Ptolemy) - Wikipedia en.wikipedia.org. Пожалйста, карту 004.

url="/uploads/images/default/004b.jpg"]

[/url]

Указанная карта в англоязычной «Википедии», несомненно, считается самой авторитетной и древней. Предполагаю, что она сработана была рукой Максима Плануда, византийского ученого XIII – начала XIV века, прибывшего c посольством в Венецию из Константинополя. Считают, что именно Плануд первым познакомил итальянцев с трудами Клавдия Птолемея. В отличие от других карт, сделанных по указаниям Птолемея, эта карта имеет греческие надписи.
Существует несколько переводов Птолемея на латинский язык. Писал он на греческом. Некоторые латинские переводы сделаны с арабского языка, так как арабы в раннем Средневековье были чуть ли не главными хранителями греческого культурного наследия. Поэтому первая часть «Руководства» Птолемея носит арабское название Альмагест.
По этой причине в латинских рукописях Птолемея были разночтения. Но в Константинополе могли сохраняться более точные греческие рукописи «Руководства» Птолемея.
И вот мы видим, что горы, которые на более поздних картах обозначены как Asciburgius Mons, на этой карте обозначены как άζβί χουρί. Пожалуйста, карту 005.
Именно этот топоним в латинских переводах Птолемея (возможно, переводов с арабского) передают как «Асцибурги».

url="/uploads/images/default/005a.jpg"]

[/url]

Однако каждый славянин сразу узнает в χουρί родное слово «горы». Ведь почти везде в славянских странах «горы» произносятся как «хори».
Что же касается άζβί, то если звук «б» заменить на «в» (в греческом языке нет звука «в»; вместо него пишут чаще всего β (бета), то мы получаем слово «асви». Что такое «асви» с точки зрения славянских языков?
Я полагаю, что корень этого слова «ас» или точнее «яс». Суффиксом тут выступает «в». И это «в» в суффиксах часто меняется на «н». Для примера возьмем слова «дворовый» и дворник». Таким образом, «асви» это «ясны». И мы получаем топоним «Ясны хори» (Святые горы). Топоним этот безусловно и полностью славянский.
Итак, наганарвалы Тацита живут в Ясных горах Птолемея молятся Алкам – литовским богам. Но мы уже выше выяснили, что для язычников это норма.
Теперь разберем, что означает этноним «наганарвалы» с точки зрения славянских языков. В так называемом списке Баварского Географа (начало IX века) упомянуты некие «глопеани» или «глопяне». Практически никто не сомневается, что это поляки. Почему? Поляки глупые? Нет, этноним выводят от топонима озеро Гопло, где локализуют поляков в IX веке.
Наверно я пока единственный, кто считает, что этноним «глопеани» это искаженное немецкими информантами Баварского Географа «голопояне». «Голо» - синоним слова «чисто». «Пояне» - «поляне». Получается «чистополяне», то есть люди, живущие на очищенных ими от леса полях.
Примерно то же самое означает и «наганарвалы». «Наго» (голо, чисто). «Нарвалы» или более по-славянски «нарвале» происходит от слова «наровля». Есть, кстати, в Полесье город Наровля. Славянское «наровля» явно связано с глаголом «наровнять» (есть такой в словаре Даля). Поля после вырубки леса нужно было очищать от пней – ровнять. «Наровля», стало быть, поле, очищенное от пней и камней. Нагонарвале это и есть голопояне, только более ранние. А голопояне – поляки.
Возможно, Густав Дройзен, составитель карты «Германия Магна», тоже подозревал о славянской принадлежности наганарвалов. Можно предположить, что именно по этой причине он слегка изменил этноним и переделал наганарвалов в «нагарнавалы». Последнее название можно было бы истолковать как «живущие на горах» (Свентокшистских) или «горцы».
Итак, мы фиксируем славян, конкретно, поляков в Польще в I-ом веке нашей эры. Надо думать, что и лугии это лужичане. По смыслу этнонимы «поляки» и «лужичи» связаны. Ведь «луг» это тоже «поле». Значит, и лужичи это тоже предки поляков.
Славянами в союзе лужичей были и гарии. Тацит пишет, что гарии, идя в бой, красили себя черной краской, то есть гарью. Отсюда, кстати, украинское «гарный» (красивый, то есть первоначально «раскрашенный»).
Потомками гариев считаю мазуров (слово «мазать») и куявов (в русском языке слово «куява» означало «замарашка»). Красили себя, видимо, также чехи, прародина которых тоже была в Мазовше. С именем чехов там связано название города Цеханув. Красили (марали) себя также и древние моравы.
В то же время гельвеконы, очевидно, были родичами кельтов-гельветов. Но они тоже постепенно славянизировались в союзе лугиев.
Кстати, эталонными кельтами я считаю именно литву. Потому что только в литовском языке есть адекватные этимологии для слова «кельт». Это «килтис» (племя), «кельтува» (стадо), «келиаути» (кочевать). Древние кельты, древняя литва были скотоводами кочевниками. Само слово «Летува», по моему мнению, в древности произносилось как Хльтува, Кльтува.
Литовские племена в древности заселяли всю Польшу. Главные топонимы Польши литовские. Так «Одра» происходит от литовского «аудра» (бурная). «Висла» или «Вистула» - обе формы толкуются из литовского как «Плодоносная». И это хорошо соотносится с латышским названием Западной Двины – «Даугава» от «даугинтис» (плодиться).
Горы Бескиды на юго-востоке Польши получили свое название от литовского «скидас» (щит) с литовской же приставкой «бе» (об). В Карпатах многие горы имеют в своем названии слово «штит», например, Герлаховски штит в Татрах.
Название Судет связано с именем литовского племени судетов (они же судины, судавы и ятвяги). В латышском языке есть слово sudrabs (серебро). Очевидно, судеты в будущей Чехии уже занимались добычей серебра, и на Балтике об этом знали.
Название Балтийского моря происходит от литовского «балтас» (белое).
Более того, скажу, что вся Центральная и Восточная Европа изначально была заселена литвой. Но впоследствии почти все литовские племена прошли процесс славянизации.
В частности, в славянизации Польши большую роль сыграли лехиты или, как их называли римляне, ликаты, жившие в стране Винделике (территория современной Баварии) на реке Лех (Ликус). Поэтому второе имя поляков – ляхи. Кстати, Винделика расположена рядом с Нориком, откуда, по словам Нестора, автора «Повести временных лет», вышли вообще все славяне.
Северную Польшу славянизировали казуанеты (тоже из Винделики), ставшие позднее кашубами, и венеты (венеды). Позднее венеты переселились на Русскую равнину, где были известны финнам под именем «вене», а сами себя стали называть вятичами (вентичами). Вятичи стали главной этнической основой великорусского народа.

Продолжение. Ответ на вопрос: Откуда взялись славяне?
Во время последнего ледникового периода племена индоевропейцев покинули Европу и переселились на Ближний и Средний Восток. В «Авесте» говорится, что боги создали страну «Эран Веж» (южное убежище) для людей, чтобы спасти их от наступающего холода и голода.
В Эран Веж предки славян и литвы составляли одно племя. Но к моменту возвращения в Европу племя разделилось. Часть его пошла в Европу северным путем, севернее Каспийского и Черного морей. Эта часть племени шла по пустынным землям и сумела сохранить свой язык более или менее таким, каким он был в Эран Веж. Литовский язык более прочих европейских языков похож на санскрит.
Предки славян избрали южный путь через Малую Азию. Они шли по уже населенным территориям и контактировали с народами, там жившими. От этого их язык изменился сильнее, чем язык литвы. Но зато они выиграли в уровне культуры, в том числе долгое время живя в Малой Азии по соседству с великими цивилизациями Востока.
В Малой Азии предки славян занимали преимущественно приморские территории. Это Кария, это Пафлагония (Повлагонье), это Каппадокия (Капов Отток – Берег капов). По этой причине малоазиатские славяне были превосходными моряками.
В Карии жили карийцы. После переселения части карийцев на Адриатику они там стали зваться карнами, потом карантанцами-хорутанами.
В Пафлагонии жили венеты. Они тоже переселились на Адриатику. Часть венетов переселилась через Черное море на север в Крым. У меня в газете «Возрождение Урала» насчет этого была статья «Кем были эти первопоселенцы Тавриды?».
Капы (от слов «купно», «капище» и т.д.) переселялись и вместе с венетами и вместе с карийцами. Славянских народов, ставших потомками одних лишь капов, назвать не могу. Могу сказать лишь, что Пантикапей был изначально совместной колонией венетов (антов) и капов.
Из названных народов наибольшую активность проявили венеты. В древней Европе было четыре области, населенные их потомками. Это Венетия в Италии, Венетия в Галлии, Винделика в Германии и Венедия на Балтике. Помимо того их колонии были в Британии, в Швеции, на Аландских островах. В конце концов, они заселили Русскую равнину.
По ходу расселения из венетов выделялись племена под новыми именами, например, лехиты. Но главным образом новые славянские племена возникали в процессе славянизации родственных венетам литовских племен. Так крымские тавры-литва стали тавричами и тиверцами.
Славянизация литвы происходила за счет более высокого культурного уровня славян. Впрочем, этноним «славяне» появился довольно поздно. Но само слово было древним и означало «охотники» - «словене». А слово «слава», которое традиционно считается этимологией этнонима «славяне», означало когда-то просто «добыча» - «слова» (улов).

Новообнаруженные сведения о славянах в Норике в эпоху Птолемея

Уважаемые участники заседания Евразийского клуба

Для формирования евразийского сознания большое значение имели и имеют подлинные знания о древнейшей истории славян. Недаром, начиная со времен Ломоносова и Татищева, этому аспекту исторической науки придают такое большое значение все образованные патриоты России. И, напротив, еще со времен Ломоносова иностранные недруги России и славян вообще стремились искажать или замалчивать исторические сведения о древних славянах, в том числе имевшихся в античных источниках.
Об одном таком факте я хотел бы вам сейчас доложить. Большинству из вас должно быть известно, что в главном, пожалуй, летописном источнике по нашей древнейшей истории в «Повести временных лет» прародиной славян называется Норик, страна, которая в наше время называется Австрией.
Это сообщение летописца часто по разным причинам ставится под сомнение. Славянские патриоты считают эту территорию слишком малой для зарождения своего великого племени. И это понятно, хотя можно было бы привести в пример, как огромные империи создавались жителями небольших поначалу городов – Рима или Ашура.
Лично я считаю Норик важным промежуточным пунктом движений славян по Европе, причем задолго до наступления нашей эры. Об этом я в частности писал в своей статье «Почему славяне суть нарцы».
Но сейчас я хочу пояснить, зачем германские ученые замалчивали некоторые факты из истории славян в Западной Европе. До начала XVIII века обладание какой-либо территорией обосновывалось правами того или иного монарха-сюзерена. Под его властью в одном государстве оказывались самые разные народы. В XIX веке политический менталитет стал меняться. Появилось стремление к созданию национальных государств. Территориальные споры стали основываться уже не на феодальных правах, а на исторических – по давности заселения и освоения той или иной нацией. С этой точки зрения наиболее уязвимыми были позиции Германии и Австро-Венгрии. Не менее половины их земель были славянскими уже в период писаной истории. Так Германская империя к началу ХХ века владела не только землями полабских славян, но и примерно половиной польских земель. Австрия владела Чехией, Хорватией, Словенией и Боснией, да и территория собственно Австрии была полна славянскими топонимами. Германцы очень опасались того, что славяне восстанут за свои права и земли. За их спинами маячила могущественная в то время Россия.
Вот почему перед германскими учеными-шовинистами еще с XVIII в. стояла задача убедить мировое общественное мнение в том, что исторически права славян не имеют особого значения. Да, - как бы говорили они, - германцы относительно недавно владеют землями славян, но и славяне на этих своих исконных, якобы, землях являются недавними пришельцами.
По теории германских историков славяне появились в Западной Европе только в VI веке н.э. То есть славяне были лишь кратким эпизодом истории. Взглянем на карту древней Германии, изданную немецким ученым Густавом Дройзеном в 1886 году (смотреть выше карту 001). Большая часть Польши на ней с доисторических времен, якобы, была заселена германскими племенами. По книгам немецкого писателя-националиста Феликса Дана славяне смогли занять эту территорию лишь с помощью гуннов. В Богемии обитали сначала кельты-бойи, затем пришли германцы-маркоманны и лишь потом чехи. И Австрию-Норик тоже при римлянах населяли кельты, потом всего на сто лет пришли славяне, а за ними этой территорией вот уже более тысячи лет владеет великая германская нация, которой Провидение, может быть, скоро отдаст власть на всем миром.
Однако в эту концепцию не вписывались некоторые факты. Карты Дройзена составлялись по многим античным источникам, но первое место среди них занимал капитальный труд александрийского географа II века н. э. Клавдия Птолемея «Руководство по географии».
До появления интернета рукописи Птолемея, особенно на его родном греческом языке, были малодоступны. Достаточно сказать, что на русский язык до сих пор переведена и опубликована лишь одна глава, описывающая Европейскую Сарматию. Используя ставшие теперь доступными издания на латинском и греческом языках, я занялся переводом некоторых из глав Птолемея, надеясь найти в них сведения о древнейшей истории славян в Западной Европе. И вот, что я обнаружил в XIV главе II книги «Руководства», посвященной описанию Норика:
«Держатся у северной границы провинции, главным образом, сеоваки (Σεουακες) и алауны (Аλαυνοι)».
Теперь посмотрим на карту Норика, составленную Дройзеном.

url="/uploads/images/default/006b.jpg"]

[/url]

Алауны тут обозначены. Сейчас не будем говорить, что это за народ. Но где же эти сеоваки? Их нет. А почему?
Всякий, кто немного знаком со славянской лингвистикой, знает, что славяне, особенно южные, часто опускают в словах звук «Л». Так сербы вместо «волк» говорят «вук», а вместо «Белград» - «Београд». В русском языке тоже можно найти примеры, хотя для нашего языка это теперь не характерно. Так имеется слово «около» - от древнего «коло» (круг, округа) - и родственное им слово «окоем», где «Л» опущено.
Зная о таком свойстве славянских языков, непредвзятый исследователь не мог бы не отождествить сеоваков Норика, обитавших буквально в двух шагах от Братиславы со словаками. Несомненно, та же мысль пришла в голову и Дройзену. Поэтому он просто проигнорировал сеоваков.
В латинских же переводах даже XVI века этноним «сеоваки» старались исказить так, чтобы исключить отождествление этого народа со славянским этносом. Например, сеоваков называли «севаки». А в трудах современных западных историков сеоваков отождествляют с народом саеватов (Saevaten) или себатов, обитавшим в современном Южном Тироле, то есть на территории Италии.
Очевидно, этноним «сеоваки» (словаки) является первым из найденных, где славяне выступают практически под своим общим современным именем на территории Западной Европы. Кроме них отождествляются со славянами у Птолемея только ставаны, жившие на территории Европейской Сарматии, и суобены – в Азиатской Сарматии. Это давало германским ученым желанный повод называть славян исключительно азиатским народом. Между тем, наличие сеоваков в Норике, то есть в самом сердце Западной Европы, твердо доказывает, что славяне издревле были евразийским народом.

Александр Козинский, личный блог kozinsky.ru
Прочитано на заседании Евразийского клуба в Челябинске 28 июня 2017 года

 (Голосов: 0)

 Добавление комментария:
Имя:
Пароль: (если зарегистрирован)
Email: (обязательно!)
captcha

теги форматирования

добавить смайлы
 
 Об авторе
Этот сайт предназначен для тех, кто увлекается загадками истории и в первую очередь истории славян, а также для тех, кто интересуется актуальными вопросами российской и мировой экономики, и ещё немного юмора. Александр Козинский перепробовал в своей жизни массу профессий. Много лет был простым рабочим, потом инженером-металлургом, экономистом-аналитиком (кандидат экономических наук, автор книг по фундаментальным вопросам экономики, работал в Администрации Челябинской области, был экономическим обозревателем ряда областных и федеральных СМИ). Серьёзно занимался социологическими опросами в составе челябинского социаологического центра "Рейтинг" под руководством профессора Беспечанского. Воглавлял областной избирательный штаб генерала Лебедя. В настоящее время находится на покое, имея досуг свободно писать о том, о чём раньше мог говорить лишь в кругу друзей.
 Категории
 Обо мне
 Доисторическая история славян
 Актуальная история
 Романы об Атлантиде
 Экономика
 Побасенки и стихи
 Популярные статьи
 Балтийские венеды – предки вятичей (продолжение)
 "Баварский Географ" с точки зрения славянина (начало)
 О происхождении названия Русь. Полянская Русь. Арсания и Остров русов.
 Загадки происхождения румын и молдаван (продолжение 1)
 Краткие замечания
 Хорутане-карантанцы, карны и карийцы. Часть 2 (окончание)
 Приложение к статье "Топонимические следы руссов-славян в Рослагене"
 Топонимические следы руссов-славян в Рослагене
 Адриатические венеты и другие славяноязычные племена Италии
 О происхождении саксов (начало)
 Новое на сайте
 Великая странная война
 Мои научные доклады по древнейшей истории славян
 Так как же все-таки пал Кенигсберг? (По следам мемуаров Отто фон Ляша).
 Новые мысли о подвиге Александра Невского
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». V часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». IV часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». III часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». II часть.
 Клавдий Птолемей. «Германия Магна». I часть.
 Доисторическая история чешского серебра
 Архив сайта
 Август 2017
 Май 2017
 Апрель 2017
 Март 2017
 Февраль 2017
 Январь 2017
 Декабрь 2016
 Ноябрь 2016
 Октябрь 2016
 Сентябрь 2016
 Июль 2016
 Июнь 2016
хостинг сайта Александр Козинский  ©  2014-2016